pic

Денис ГРИБОВ

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Дети-инвалиды и учащиеся с особыми образовательными потребностями требуют отдельного внимания и исключительной заботы от государства. Качественное образование, воспитание и социализация этих ребят – одна из приоритетных задач Минпросвещения России. 

В Российской Федерации более 1 миллиона обучающихся с ОВЗ и около 680 тысяч детей-инвалидов. Каждый год их становится больше. Главное – обеспечить всех особенных детей доступным образованием, чтобы школа и детский сад находились в шаговой доступности от места их проживания.  Для этого мы развиваем систему инклюзивного образования за счет средств государственной программы «Доступная среда». Также с целью распространения лучших практик инклюзивного образования проводятся конкурсы среди детских садов и школ, в которых дети с особыми образовательными потребностями обучаются совместно со сверстниками.

Не забываем и про необходимость развития вариативных форм инклюзивного образования. Вместе с этим мы активно поддерживаем существующую сеть отдельных образовательных организаций, так называемых коррекционных школ. Их сейчас более 1660. С 2019 года они получают ощутимую финансовую поддержку из федерального бюджета: в рамках реализации национального проекта «Образование» обновляют инфраструктуру и содержание учебного процесса.

В планах, чтобы коррекционные школы, помимо обучения детей, выполняли функции ресурсных центров, оказывающих учебно-методическое сопровождение педагогов и психолого-педагогическую помощь детям и их родителям. Для таких школ мы проводим конкурсы, названия которых говорят сами за себя – «Школа – территория здоровья» и «Доброшкола».

Ребята с особыми образовательными потребностями приблизительно поровну распределены в инклюзивных и отдельных образовательных организациях. Важно не только обеспечить их достойным образованием, но и поддержать психологически, дать уверенность в завтрашнем дне, чтобы они безболезненно социализировались. Здесь, разумеется, значительную роль играет профессионализм педагогов. Несомненно, что человек, работающий  с такими детьми, должен быть одновременно педагогом, психологом и врачом. Ведь именно благодаря профессионализму, неравнодушию и упорству учителей-дефектологов, учителей-логопедов и педагогов-психологов происходят положительные изменения в развитии детей. Порой это долгожданные позитивные результаты, удивляющие медиков, учителей и родителей. Для развития профессиональных качеств педагогов и проводятся конкурсы профмастерства. 

Отдельно хочу отметить категорию детей, получающих образование в стационарах медицинских организаций за многие километры от дома. Порой их лечение длится несколько лет. Это особые дети. Их стремление и желание учиться, победить болезнь и самореализоваться во взрослой жизни может стать примером для всех нас. С этими ребятами работают, как мы их называем, госпитальные педагоги. Для того чтобы они могли поделиться своим уникальным опытом, мы организовали отдельную номинацию в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России».

Два вида конкурсов – среди образовательных организаций и профессионального мастерства – вносят большой вклад в развитие инклюзии в России. Они позволяют повышать качество учебного процесса, искать новые формы обучения, обновлять содержание образования. Педагоги, в свою очередь, благодаря конкурсам перенимают опыт коллег, демонстрируют инновационные педагогические технологии и новые формы работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Это стимулирует рост профессионального мастерства и воспитывает новое поколение педагогов-новаторов.