pic

Мария Борисовна ХЛОПОТНЫХ

директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России

Новаторские идеи для школьного образования

Один из приоритетов работы Министерства просвещения Российской Федерации – создание условий для получения качественного образования всеми обучающимися вне зависимости от места проживания. Современной школе нужны яркие новаторские идеи, нужны учителя, остро чувствующие потребности времени и способные вывести образование на новый уровень, обеспечивающий его конкурентоспособность в мировом образовательном пространстве. Именно на педагогов ложится великая миссия – воспитание молодого поколения, готового взять в руки будущее страны. 

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. № Пр-294 начиная с 2020 года Министерством просвещения Российской Федерации будет реализовываться программа «Земский учитель». 

Программой предусматривается осуществление единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.

Выплаты в размере 1 млн рублей получат победители конкурсного отбора, проводимого в субъектах Российской Федерации, заключившие трудовые договоры на замещение вакантной должности учителя с образовательными организациями, включенными в перечень на участие в программе «Земский учитель».

Основными критериями отбора образовательных организаций и включения их в реестр для участия в программе станут наличие вакантной должности в списке востребованных вакансий и обеспечение учебной нагрузки учителя не менее 18 часов.

Федеральным законом от 29 сентября 2010 г. № 325-ФЗ внесены изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде единовременных компенсационных выплат педагогическим работникам, не превышающих 1 млн рублей.

В Дальневосточном федеральном округе в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации введен дополнительный повышающий коэффициент к единовременным компенсационным выплатам участникам программы «Земский учитель» в размере 200 процентов, и сумма выплаты составит 2 млн рублей.

 

Кто может стать «земским» учителем

Участниками программы будут учителя, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Обязательные условия для претендентов:

– наличие соответствующей квалификации для занятия вакансии по соответствующей должности;
– готовность претендента работать не менее пяти лет в данной образовательной организации;
– возраст – до 55 лет включительно.

Дополнительные критерии отбора претендентов на участие в программе «Земский учитель» устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации. Так, педагог войдет в число претендентов программы, если: 

– является уроженцем населенного пункта, в котором расположена школа, участвующая в программе;
– является выпускником школы, участвующей в программе;
– если имеется непрерывный стаж более пяти лет, более десяти лет, непрерывность работы в одной образовательной организации в течение не менее трех лет;
– подтверждается готовность переезда из города в село;
– есть наличие семьи и детей;
– имеется первая квалификационная категория, высшая квалификационная категория; 
– есть возможность преподавания смежных учебных дисциплин (предметов), ведения кружков и секций и другие.

 

Где будут работать  «земские» учителя

Субъектами Российской Федерации создается реестр образовательных организаций – участников программы «Земский учитель». В нем будет указан перечень вакансий по наиболее востребованным специальностям.

Критерии для включения в реестр образовательной организации:

– наличие вакантной должности в списке востребованных вакансий;  
– обеспечение учебной нагрузки учителя не менее 18 часов.

 

 Региональные полномочия

Субъект  Российской Федерации должен определить уполномоченный орган и регионального оператора мероприятия и внести изменения в региональную программу развития образования. Кроме того, на уровне субъекта Российской Федерации утверждаются:

– положение о конкурсном отборе претендентов на право получения единовременной компенсационной выплаты;
– перечень вакантных должностей; 
– положение о конкурсной комиссии;
– порядок предоставления, расходования единовременной компенсационной выплаты, возврата учителем единовременной компенсационной выплаты;
– форма договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты;
– список победителей конкурсного отбора на право получения единовременной компенсационной выплаты.

 

Сроки реализации программы

Реализация программы запланирована на 2020–2022 годы.

Ежегодно мероприятие предлагается проводить в следующей последовательности:

1 октября – 31 декабря – формирование и утверждение перечня вакансий, размещение информации о них на сайте программы «Земский учитель»;

10 января – 15 апреля – прием заявлений от претендентов на участие в программе;

16 – 30 апреля – проведение экспертной оценки документов претендентов, подготовка аналитических материалов и формирование рейтинга участников;

1 – 15 мая – определение победителей, подписание протокола конкурсной комиссии, направление извещений победителям конкурсного отбора;

16 мая – 15 июня – по желанию участника возможен выезд на место трудоустройства;

15 июня – 20 июля – издание правового акта об утверждении списка победителей, заключение трудовых договоров;

1 сентября – 1 декабря – заключение трехсторонних договоров на перечисление компенсационных выплат, перечисление средств участникам программы – победителям отбора. 

Осуществление единовременных компенсационных выплат учителям  должно быть завершено до 1 декабря текущего календарного года. 
 

Эффективность программы

«Земский учитель» – важная для системы образования программа. Она направлена на повышение качества общего образования путем совершенствования методов обучения и воспитания, внедрения новых образовательных технологий, в том числе цифровых, обеспечивающих повышение мотивации обучающихся.

Программа позволит сократить количество вакантных мест по востребованным специальностям в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тысяч человек и имеющих проблемы (дефицит) кадрового обеспечения образовательной деятельности, а также повысит социальный статус российских педагогов и создаст дополнительный стимул для привлечения специалистов в систему образования.

Файлы и документы