pic

Сергей ТАРАСОВ

председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, доктор педагогических наук, профессор Российской академии образования

В Ленинградской области довольно богатый опыт организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент у нас полностью сохранена система специального образования. В нее входят 24 отдельные общеобразовательные организации, реализующие исключительно адаптированные образовательные программы. В них обучаются почти 3000 детей с различными видами нарушений, более 1000 из них имеют инвалидность. Специальные школы расположены в разных районах Ленинградской области – это несомненный плюс в плане доступности образования.

Разумеется, мы постоянно модернизируем материально-техническую базу. Поскольку данная категория детей нуждается в особом образовательном пространстве, мы делаем все возможное для их максимального комфорта, с особой тщательностью и вниманием.

Разработка подходов к обновлению содержания образования, создание современных развивающих пространств, обновление образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями стали возможными благодаря участию учреждений региона в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование». Ленинградская область стала участником проекта в 2019 году. С этого момента масштабные обновления произошли в девяти организациях региона. Еще пять будут модернизированы к 2023 году.

В минувшем году в проекте участвовали два учреждения – Юкковская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и Мгинская школа-интернат для детей с нарушениями зрения. Результаты говорят сами за себя. Юкковская школа-интернат заняла второе место в номинации «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской» конкурса «Доброшкола» национального проекта «Образование».

На начальном этапе мы изучили и учли многолетний педагогический опыт работы специальных школ, материально-технические ресурсы учреждений, потребности и возможности детей. Также были определены направления трудовой подготовки по востребованным в Ленинградской области профессиям. В проекте участвуют школы, в которых проходила апробация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, сейчас эти школы апробируют адаптированные образовательные программы основного общего образования, поэтому в инфраструктурные листы включено оборудование для оснащения учебных кабинетов.

При модернизации образовательного пространства мы главным образом ориентировались на создание гармоничных условий для детей, чтобы каждый ребенок мог максимально эффективно социализироваться и адаптироваться в обществе. Основываясь на этом, мы переосмыслили подход к оснащению школ. Теперь у них единая дизайнерская концепция, которая учитывает требования брендбука «Доброшколы».

Абсолютно новым для учреждений стала разработка дизайн-проектов и зонирования помещений. Специалисты уже на этапе обсуждений могли сделать «кабинет мечты», где все учтено до мельчайших деталей. Несомненное преимущество в том, что теперь у детей и педагогов есть эргономичная, экологичная, творческая образовательная среда. Дизайнеры предусмотрели все – расположение рабочих мест, зоны отдыха, системы хранения, цветовые решения и освещение помещений.

Масштабность проекта тоже впечатлила. В процесс были вовлечены специалисты разных направлений – педагоги, эксперты в области проектирования образовательной среды, дизайнеры, инженеры.

Если говорить более детально, то участие в проекте, например, Юкковской школе-интернату дало возможность воплотить в жизнь многие идеи. Данное образовательное учреждение применяет в работе методики, которые имеют глубокие научные основы. Педагоги и дети школы постоянно участвуют в региональных и общероссийских мероприятиях. Это стало своего рода трамплином для раскрытия потенциала учеников.

Приобретение высокотехнологичного швейного оборудования для студии дизайна дало возможность детям с нарушениями слуха выбрать интересную востребованную профессию, например дизайнера одежды, дизайнера помещений, многопрофильной высококвалифицированной швеи, швеи-вышивальщицы. Для качественной реализации предметной области «Технология» в арт-мастерскую закуплено современное оборудование для декоративно-прикладного творчества. Оно позволяет слабослышащим и позднооглохшим обучающимся овладевать художественными ремеслами на высоком профессиональном уровне. Реализована давняя мечта школы по созданию собственной учебной фотовидеостудии, где дети могут не только познакомиться с современными профессиями, но и попробовать себя в качестве кинооператора, фотографа, видеомонтажера. Качественно обновлена цифровая информационная среда учреждения. В школе появился уникальный мультимедийный комплекс с 3D-визуализацией российского производства. Модернизированы слуховой кабинет, кабинеты педагога-психолога, математики, географии, начальных классов, физики, химии, биологии. Все это позволило сделать образовательный процесс интерактивным и увлекательным. Также создано многофункциональное рекреационное пространство «Площадь искусств» с разделением на зону активного отдыха и зону творчества.

Участие в проекте стало стимулом для осмысления современных тенденций и возможностей преобразования Юкковской школы-интерната, помогло повысить качество коррекционно-развивающей работы, расширить возможности для профессиональной навигации и социального партнерства. Совместно с Российским этнографическим музеем, Русским музеем, другими партнерами создаем условия для более эффективной реализации проектно-исследовательской деятельности детей, тем самым повышаем конкурентоспособность и имидж специальной школы.

Отдельно отмечу, что проект дал возможность педагогам повысить свою квалификацию. Многие из них прошли курсы по направлениям «Технология», «Дополнительное образование».

Обновленная образовательная среда учреждения вызвала массу положительных отзывов у родителей и социальных партнеров. Теперь они более осознанно участвуют в жизни школы-интерната.

Мероприятие реализуется только два года, но уже можно говорить о качественных, позитивных результатах.

Опыт деятельности организаций – участников проекта был представлен на региональных и межрегиональных конференциях по вопросам профессионального и дополнительного образования лиц с ОВЗ.

На VI Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» обучающиеся школ-интернатов, реализующих адаптированные образовательные программы, стали победителями в компетенции «Клининг» и «Швея» в категории «Школьники». Это внушает уверенность, что мы закладываем хорошую базу для дальнейшей успешной карьеры наших воспитанников!