pic

Ольга Юрьевна ВАСИЛЬЕВА

Министр просвещения Российской Федерации

Мы часто говорим, что наша система образования – это 41 тысяча школ и большая часть из них – 23,5 тысячи – сельские, что из более одного миллиона учителей в стране сельских педагогов – 470 тысяч. Но надо хорошо понимать, что за всеми этими цифрами – огромный труд и судьбы людей разных поколений. Многие ученики сельских школ составили славу России. Среди знаменитых выпускников таких школ – представители всех без исключения профессий. 

В сельской школе начинал учиться первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Сельскую школу окончил его дублер, совершивший второй орбитальный космический полет, Герман Степанович Титов. 

Всегда восхищаюсь и преклоняюсь перед учительскими династиями. Есть среди них и такие уникальные, как династия Ромашовых, общий педагогический стаж представителей которой насчитывает 949 лет. При этом почти все педагоги этой династии трудились и работают сейчас в сельских школах Томской области. Тамбовская область славна династией Тишковых, общий педстаж ее представителей в школах на селе – 560 лет.

В нашей стране есть поистине удивительные сельские школы. В них даже может быть всего один ученик и один учитель, как в школе поселка Ардасан в Бурятии. 

Но везде, вне всяких сомнений, начало всему – преданные своему делу и своей великой миссии учителя.

Педагог – главное и незаменимое звено в системе образования. К учителю предъявляются самые высокие требования. Сегодня любой педагог должен быть не только грамотным с профессиональной точки зрения, владеть новыми средствами обучения, но и осознавать суть глубоких перемен, которые происходят в обществе.

Именно от самоотдачи, терпения и мудрости учителя зависит становление подрастающего поколения, на плечи которого ляжет  ответственность за будущее нашей страны. В очередной раз это нашло подтверждение в Указе Президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Для развития в том числе и сельских школ запущен целый ряд важнейших федеральных проектов нацпроекта «Образование», цель которых обновить инфраструктуру, обеспечить цифровизацию образовательной среды, сделать доступными для всех педагогов «Точки роста», а для всех школьников – самые разные площадки для взращивания их талантов, включая и такие современные решения, как мобильные кванториумы на колесах.

С 2020 года начнется реализация одной из ключевых программ поддержки сельских педагогов «Земский учитель», которую инициировал Президент страны. Каждый ее участник, переехавший в сельскую местность, получит единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей, а для территорий Дальнего Востока с учетом климатических условий планируется удвоение.

«Земский учитель» – важный и действенный социальный стимул для привлечения в сельскую местность большого числа молодых талантливых педагогов. Эта программа позволит существенно обновить кадровый состав школ, усовершенствовать методы обучения и воспитания, заполнить учительские вакансии по различным предметам.

За три года в рамках программы «Земский учитель» мы планируем привлечь в сельские школы около 5 тысяч педагогов. 

Для решения всех этих задач, безусловно, необходима слаженная работа и чиновников, и профессионального сообщества, и родителей. 

Желаю всем нам на этом пути успехов.