pic

Взаимоотношения российских учащихся со школьной математикой меняются на глазах. С одной стороны, качественное матобразование все больше становится уделом не единичных «крутых» спецшкол, а широкого слоя школ обычных, что подтверждают бурный рост охвата школьников московским проектом «Математическая вертикаль» и массовое участие ребят в математических олимпиадах. С другой – учащиеся, не планирующие изучать этот предмет на профильном уровне, могут теперь изучать и сдавать базовую математику. Главная задача учителя – чтобы в любом случае на уроке было интересно, считает научный руководитель московского Центра педагогического мастерства Иван Ященко. 

О том, с какими вызовами сталкиваются сегодня учителя математики и как меняется этот предмет, эксперт рассказал журналу «Вестник образования» Минпросвещения России.

Иван ЯЩЕНКО

Научный руководитель московского Центра педагогического мастерства

Иван Валериевич, учитель математики 21-го века, каков он?

Конечно же, это – человек, любящий и умеющий решать математические задачи, чувствующий вкус к математике и способный привить этот вкус своим ученикам! Сейчас мы переживаем очень интересный момент развития. С одной стороны, в нашей школе еще продолжают работать учителя, заставшие советскую школу со всеми ее достижениями и проблемами. С другой стороны, мы с радостью отмечаем, что в школу все чаще и чаще идут молодые учителя. В последние годы престижность этой профессии заметно растет, что, в частности, подтверждает резкое повышение конкурса на педагогические направления подготовки в вузах. В полной мере это касается и учителей математики. К примеру, на нашу совместную программу с математическим факультетом Высшей школы экономики сейчас проходят ребята, набравшие 280 и более баллов из 300, а конкурс для поступления в магистратуру по подготовке учителей математики достиг уже четырех человек на место!

И что, после окончания вуза эти ребята придут работать в школу?

Да что там после окончания вуза! Школы растаскивают хороших будущих учителей математики уже с младших курсов, за них идет огромная конкуренция! 

Ну вот, а кое-кто всерьез опасается, что профессии учителя пришел конец и школьники вот-вот начнут учиться исключительно в «цифре»…

Опасения, что учителя якобы заменят электронные технологии, совершенно несостоятельны! Я твердо убежден, что какие бы новейшие супертехнологии ни приходили в нашу жизнь, главной фигурой в школе все равно останется учитель. Не будем забывать: на самом деле задача этих самых технологий – создать не робота-учителя, а что-то вроде современного экзоскелета для учителя-человека, позволяющего заметно помочь педагогу. Прежде всего, освободить учителя от рутинной, нетворческой работы, съедающей массу сил и времени, и тем самым позволить ему сконцентрироваться на главном – обучении и воспитании детей. К слову сказать, этот процесс уже начался, что стало дополнительным стимулом для привлечения в школу молодых учителей. Эти ребята взяли лучшие традиции из советской школы и дополнили их виртуозным владением современными технологиями. И это очень круто!

Что еще отличает школьную жизнь современного учителя?

За последнюю пару лет из системы общего образования, к счастью, все заметнее уходит имитация образования: школа все больше освобождается от необходимости оформлять кучу бумаг, что также привлекает молодых педагогов. Что же касается математики, то приятно, что качественное математическое образование все больше становится уделом не единичных «крутых» спецшкол, а широкого слоя школ общеобразовательных, которые родители выбирают просто потому, что они во дворе, рядом с домом. Подтверждение тому – бурный рост охвата школьников московским проектом «Математическая вертикаль» и массовое участие ребят в математических олимпиадах. Все это, естественно, ведет к заметному повышению роли учителя математики. Недаром сейчас возникло так много интереснейших площадок обмена опытом, в работе которых активно участвуют и молодые педагоги. Это подтвердил и недавний съезд учителей математики в образовательном центре «Сириус».

А есть идеи, как преодолеть страх многих школьников перед математикой?

Конечно! Одна из главных сложностей при изучении математики – несвоевременно выявленные пробелы в знаниях школьников. Упустил ребенок какую-то тему – и всё, последующий новый материал на эту дефектную основу уже не ложится. В итоге непонимание и незнание нарастают как снежный ком, и тут-то появляется страх. Чтобы избежать этого неблагоприятного сценария, нашим Центром разработан целый комплекс ресурсов, позволяющих выявить провалы в знаниях школьников. На этой основе в Москве весной этого года прошла диагностика математической грамотности, в рамках которой школьники могли пользоваться ресурсом, содержащим реальные, жизненные задачи.

Например?

Ну, скажем, задачи, связанные с покупкой билетов в театр. Или с приобретением железнодорожных билетов со скидкой. Другими словами, со всем тем, что нам требуется в реальной жизни практически ежедневно. При этом у ребят появляется возможность не только изучать соответствующие темы на определенном уровне математических знаний, но и в разных стилях. Например, кому-то интереснее переводить математическую задачу на язык абстрактных формул и решать их. А кого-то больше интересуют сопутствующие сюжеты, к примеру история об Архимеде и объеме воды, вытесненной телом ученого при погружении в ванну. Или рассказ о том, что Колумб открыл Америку из-за неверных расчетов расстояния, которое нужно было пройти судам. Применить такой индивидуальный подход к обучению, к слову сказать, и позволяют электронные ресурсы, о которых мы говорили. Но снова хочу подчеркнуть: изучение математики – это решение задач того или иного уровня и их обсуждение с учителем. Никакие «электронные тренинги с участием искусственного интеллекта» такого обсуждения никогда не заменят! Все это – лишь инструменты в помощь учителю, задача которого – научить математике, а не натаскать школьника на решение определенной задачи. В этом суть!

Что еще надо иметь в виду учителю?

Другая серьезная проблема – отсутствие мотивации к обучению. Ее, помимо пробелов в знаниях, как раз и порождает попытка свести изучение предмета к бесконечной тренировке конкретных навыков решения задач. Задача учителя математики – максимально увлечь ребят своим предметом, помочь ребенку проявить свой математический талант. Однако нельзя забывать и о другом: необходимо уважать выбор ребенка, ведь у того могут быть другие, собственные интересы, не связанные с математикой. Школьник должен иметь возможность попробовать себя в разных сферах! А чтобы математика не стала для него кошмаром, учитель может дать ему не продвинутые, а базовые знания по своему предмету, для этого, собственно, и ввели разделение ЕГЭ по математике на два уровня: базовый и профильный. Главное, чтобы независимо от уровня ребенку на уроке математики было интересно! Поэтому среди задачек как профильных, так и базовых так много занимательных и притом связанных с актуальными жизненными темами. Придумать такую задачу учитель может даже по дороге в школу, если что-то показалось ему интересным! И поверьте: решать ее детям, скорее всего, будет гораздо интереснее, чем примеры из учебника.

В последнее время звучат предложения активнее внедрять в школьную программу теорию вероятности, линейную алгебру и статистику. Не усложнит ли это жизнь школьников?

Вероятность и статистика вошли в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) еще в 2004 году, и с тех пор постепенно, но неуклонно роль этого раздела возрастает. Есть поручение Президента об обновлении содержания образования по математике и информатике, и как раз вероятность и статистика, а также первое, небольшое знакомство с линейной алгеброй позволят ребятам быть успешными в дальнейшем обучении цифровым профессиям. Недавно Министром просвещения России Сергеем Кравцовым был утвержден обновленный ФГОС, который учитывает ряд предложений по обновлению преподавания, в частности, официально вводит углубленное изучение математики и информатики уже с основной школы. Кстати, согласно документам, опубликованным на сайте Федерального института педагогических измерений, уже со следующего года заданий по вероятности и статистике в ЕГЭ станет больше. Этот процесс идет постепенно, и так и должно быть: образование должно развиваться не революционно, а эволюционно! Ну а «усложнение» жизни школьников в повестке дня не стоит. Напротив! За последние десять лет все больше, системнее и эффективнее происходит переход от работы с одаренными детьми к развитию талантов каждого учащегося обычной школы. Это и должно быть стандартом работы каждой школы, в том числе через участие ребят в олимпиадах и кружках. К примеру, созданный по инициативе Президента России Владимира Путина образовательный центр «Сириус» дает сейчас возможность учиться у лучших педагогов страны школьникам из любых регионов, а не одним лишь жителям крупных университетских центров.

Как бы вы ответили на «детский вопрос»: зачем учить математику в школе?

Затем, что математика приводит в порядок ум! В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации предусмотрены три уровня требований к изучению математики: математика для жизни, математика для профессии и математика творческая. Первая нужна каждому человеку практически каждый день. Вторая становится все актуальнее в современном мире высоких технологий, последним подтверждением чему стало выделение 100 тысяч бюджетных мест в вузах на IT-направление. Третий уровень рассчитан на ученых. А задача школы и учителя – обеспечить индивидуальную работу с каждым ребенком в рамках одного из этих направлений.