pic

Екатерина БАЛДИНА

победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог» 2019 года, учитель-логопед колледжа малого бизнеса № 4 г. Москвы

Екатерина Адольфовна, почему вы решили принять участие в конкурсе профессионального мастерства? 

В какой-то момент показалось, что уже все сделано. Я в профессии уже около 15 лет, мне нужны были новые ресурсы, новые шаги к развитию. И это был глоток свежего воздуха. До этого я не принимала участия в подобных конкурсах. Для меня было интересно преодоление самой себя: сначала смотришь на объем заданий и думаешь, что ты точно это не осилишь, а потом начинаешь делать и понимаешь, что ты это можешь! 

Это дало мне огромный опыт общения с людьми моей профессии. Общение с коллегами в ситуации конкурса – очень интересный опыт, который дает понимание того, что дефектологи даже в условиях конкуренции остаются нормальными людьми – сопереживают, помогают друг другу.

Я бы всем коллегам посоветовала участвовать в конкурсе, это помогает расширить свои профессиональные и человеческие горизонты, вырасти за очень короткое время. Да, есть ситуация стресса – это ведь конкурс! Но в то же время это праздник: и общение, и опыт, и профессиональный рост, и новые знания, и новые друзья. Это настолько здорово, что я всем рекомендую попробовать.

А как изменилась жизнь после конкурса?

Во-первых, я приобрела известность в профессиональных кругах. Мой профессиональный статус повысился: я стала участвовать в больших мероприятиях (конференции, съезды,  форумы) наравне с маститыми представителями профессионального сообщества. Стали больше печататься мои статьи. Издательства стали интересоваться. У меня была книга, которую я давно не могла издать, а сейчас я ее издаю. 

Как относитесь к административному росту педагогов после конкурса?

Это зависит от того, какую цель преследует человек, участвуя в конкурсе. Лично у меня такой цели не было. Мне хотелось испытать себя, хотелось нового ресурса для работы, возможности делиться своим опытом. Для меня скорее была интересна не административная, а преподавательская стезя. 

Что вам больше всего нравится в своей профессии? 

Я дефектолог и логопед, сейчас эти понятия смешались и интегрировались. Все логопеды работают с особыми детьми. Для меня важно в каждом случае получить результат и дать маленькому человеку шанс на коммуникацию с миром. Для меня самое главное – предоставить ребенку этот инструмент общения, и я очень радуюсь, если это получается. 

Что для вас самое сложное в работе?

Сложно, когда долго нет результата. Это очень демотивирует. Когда не поддерживают родители, тоже обессиливает. Обычно долго нет результата тогда, когда нет содружества с родителями. Когда мы вместе включаемся, результат будет даже у самого сложного ребенка. Это доказано годами практики. А если я одна бьюсь, это демотивирует, и это сложно. Стараюсь доносить до родителей мысль, что ребенком нужно заниматься, быть заинтересованным в результатах работы. Многие рассчитывают только на работу специалиста. Родительский ресурс – очень глубокая тема.

Как справиться с такими сложностями? 

У меня есть коллеги, которые занимаются психотерапией, мы вместе работаем. Стараемся разговаривать, убеждать, пытаемся приводить примеры. Примеры из реальной практики всегда лучше действуют, когда рассказываешь о сложных случаях, о работе, которая увенчалась успехом. Ультиматумы тут не работают. Резкие требования демотивируют  родителей еще больше. Они начинают себя чувствовать виноватыми, «неправильными». В то же время мы должны быть «мягко настойчивыми». Способность лавировать в этих тонких вопросах –  дело опыта и профессионализма.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»

История 

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог» впервые состоялся в 2018 году. В 2019 году в мероприятии приняли участие специалисты из 59 регионов Российской Федерации. 

Цели

– карьерный, профессиональный и личностный рост учителей-дефектологов;
– поддержка инновационных разработок и технологий в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью;
– утверждение приоритетов образования в обществе.

Задачи 

– рост профессионального мастерства учителей-дефектологов; 
– выявление и распространение передового педагогического опыта, связанного с коррекционно-развивающим сопровождением учащихся с ОВЗ и инвалидностью; 
– повышение творческой активности специалистов в области дефектологии, создание условий для их личностной и профессиональной самореализации; 
– развитие инновации, поддержка дефектологов-новаторов в освоении современных программ, методик и технологий развития, обучения и воспитания учащихся с ОВЗ и инвалидностью. 

Порядок проведения

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе (региональном) выдвигается лучший учитель-дефектолог (по одному от каждого региона ) для участия в федеральном этапе конкурса. Второй, федеральный, этап делится на две части – заочную, на которой оцениваются представленные участниками конкурсные материалы, и очную, или финал конкурса, на которой определяется победитель. 

В заочной части федерального этапа жюри рассматривает и оценивает заявки и материалы, включающие методическое портфолио и эссе, и определяет 20 лауреатов, которые попадают в финал. 
Финалисты проходят конкурсные испытания:  учебное (коррекционное) занятие/урок с учащимся с ОВЗ и инвалидностью, мастер-класс с демонстрацией образовательных коррекционно-развивающих технологий,  моделирование ситуаций с  обсуждением вопросов и проблем, связанных с обучением детей с ОВЗ, повышением квалификации учителей-дефектологов, социализацией, диагностикой, реабилитацией детей с ОВЗ и инвалидностью. Победителем конкурса становится участник, набравший наибольшее количество баллов по итогам федерального этапа.

Участники

Учителя-дефектологи (сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) и учителя-логопеды, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. 

Награды

Участникам – победителям регионального этапа вручаются сертификаты финалистов конкурса. Лауреаты, занявшие второе и третье места, награждаются дипломами победителей конкурса и ценными призами. Абсолютный победитель получает диплом, ценный приз и памятную статуэтку. 

Файлы и документы