pic

Анастасия ШЛЕМКО

победитель конкурса «Воспитатель года России – 2018», воспитатель детского сада № 52 «Котёнок», г.о. Химки.

«Учитесь у тех, кто работает рядом и близок вам по духу»

Анастасия Шлемко из Московской области стала победителем Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2018 году. Воспитатель детского сада № 52 «Котёнок» рассказала «Вестнику образования» о роли социальных сетей в своей профессиональной деятельности, самых частых вопросах, с которыми к ней обращаются после конкурса, и о том, почему педагогам так важно уметь оценивать своё эмоциональное состояние.
 

Анастасия, жизнь до и после победы на «Воспитателе года России – 2018» сильно отличается?

Без сомнений! Кстати, в этом конкурсе я участвовала дважды. В первый раз с очень небольшим стажем работы – всего три года. Тогда, в 2012 году, я победила в городе, стала лауреатом областного конкурса. С любым результатом после участия ты становишься на ступеньку выше в профессиональном плане. После первого конкурса я написала программу курсов повышения квалификации, параллельно работала и воспитателем, и преподавателем. Вот такие у меня были достижения. А потом уже так счастливо сложились обстоятельства, что победила на всероссийском уровне. Я не считаю себя лучшим воспитателем, просто так сошлись звезды, жюри выбрало меня только из тех лучших воспитателей, которые не побоялись о себе заявить. По всей России есть огромное количество воспитателей, которые работают еще лучше, продуктивнее, просто о себе не заявляют. Конечно, победа в конкурсе кардинально изменила мою жизнь, это имело удивительные последствия.

Вы активно ведете страницу в соцсети «Фейсбук»...

Знаете, когда-то я была категорически против соцсетей. Мне казалось, что это какая-то неприличная открытость. Но когда я победила в областном конкурсе «Воспитатель года», то посчитала, что воспитатели Московской области должны иметь возможность следить за деятельностью человека, которого им предъявили в качестве лучшего педагога. Быть как можно более открытой во всех соцсетях стало моей профессиональной обязанностью. Я намеренно очень мало показываю свою семейную жизнь, до сих пор считаю, что это ни к чему, но профессиональную деятельность, свои поездки освещаю по мере возможности максимально. Как начинающий блогер заметила, что больше всего лайков и комментариев набирают как раз публикации о поездках, описания того, где была, какие детские сады видела, как они устроены, какие «подсматриваю» интересные идеи и фишки. Думаю, что именно моя открытость – причина такого большого количества приглашений в регионы, которые я получаю. Другого объяснения у меня нет. Мне часто пишут, много поступает вопросов на мой персональный сайт через «вопрос автору». Персональный сайт я прилежно, тщательно вела еще до конкурса и потом не забросила: считаю, что это имеет важное методическое значение. 

А с какими вопросами чаще всего обращаются?

Есть два основных направления. Первое – педагоги, институты развития образования интересуются детским экспериментированием, моим проектом «Наука маленького роста». Второе – со мной советуются, как подготовиться к конкурсу. Иногда я сопровождаю тех, кто ко мне обращается, им что-то подсказываю, вместе делаем правки, потом радуюсь их успехам. Кто-то зовет на несколько дней, и тогда есть возможность рассмотреть вопрос более глубоко, кто-то приглашает только на один день. Но в любом случае отзывы меня очень вдохновляют – понимаю, что приезжаю не зря. 

Чему вас научила ваша профессия?

Когда я только пришла в профессию, очень хорошо помню, что, работая с детками в период адаптации к детскому саду, была уверена, что они не должны плакать. Думала, что если они плачут, то это вина воспитателя. Считала, что он должен сделать все возможное, чтобы эту проблему решить. Адаптация длилась несколько месяцев, и все это время я не спала, переживала. Но со временем ты становишься профессионалом, привыкаешь к разным состояниям детей, понимаешь, что это нормально, когда в период адаптации группа находится в тоске-печали, и ты не можешь ничего с этим сделать, потому что им просто нужно время. Все, что ты можешь, – это постараться, чтобы этот период прошел как можно быстрее и без последствий. Но в любом случае есть ситуации, над которым мы не властны, даже если будем стараться изо всех сил. Возможно, несведущему человеку со стороны это покажется неким огрублением души, но умение принимать такие ситуации для меня было самым важным профессиональным приобретением, без которого в профессии долго не удержишься. 

А что самое сложное?

Вовремя понять, что ты устал, что дети тебя раздражают или, что уже совсем плохо, тебе безразличны, хотя до такой крайности вообще доводить нельзя. В такой момент лучше честно себе признаться в том, что происходит, и остановиться, например, на время сменить вид деятельности. Может быть, придется уйти из профессии навсегда, это уже как пойдет. Самое сложное – как раз оценить свое эмоциональное состояние. 

И что помогает преодолевать такие сложные моменты?

Возможно, поможет качественный отдых. У нас в детском саду психолог говорит, что ей важнее всего эмоциональное благополучие педагогов, потому что именно от них зависит эмоциональное благополучие детей. Поэтому она уделяет много времени работе с педагогами, коллективом, вопросам командообразования, выгорания. Мы часто собираемся, взаимодействуем, какие-то вещи обсуждаем.

У вас есть «спасательный круг», что дает второе дыхание, окрыляет снова, когда накапливается усталость?

Конечно, это сами дети, их непроизвольность, непосредственность. Они такие именно в дошкольном возрасте, дальше они становятся совсем другими. Бывает, что идешь на смену уже уставшим, приходишь и, вдруг открывается второе дыхание, зажигаешься. Само по себе это удивительное взаимодействие вдохновляет. Есть сложные ребята, не всегда все бывает просто, но чаще всего такое общение – это настоящее обогащение. 

Педагог дошкольного образования. Каким он должен быть сегодня? 

Сейчас есть такое модное понятие «эмоциональный интеллект». Мне кажется, оно очень хорошо отражает то, что требуется современному педагогу. Это умение сопереживать, понимать чувства не только ребенка, но и взрослого: никто ведь общения воспитателя с родителями не отменял. Не нужно принимать на свой счет претензии родителей, например, что ребенок плохо одет или не там спит. Эмоциональный интеллект – это совокупность умений, которые помогают распознавать эмоции и правильно, адекватно реагировать на них по ситуации. Также необходимо обладать профессиональной мобильностью, гибкостью. И думаю, что педагоги должны уметь пользоваться компьютером – это важный момент при устройстве на работу, и без этого навыка очень сложно работать с документами, выполнять какие-то задания руководства. Что касается профессионального развития, то я чаще всего ищу стажировки в детском саду, где мне могут показать, как все работает, или интересных спикеров, которые умеют подать информацию, научить новым формам работы. 

Какой совет вы бы дали тем, кто только собирается стать педагогом дошкольного образования?

Обязательно нужно протестировать себя на отношение к детям. Если они раздражают на пустом месте, то лучше совсем не идти в профессию. Если же вам с ними интересно, то второй этап – это учеба. Ничего не знаете – научитесь от коллег, все приемы и способы давно придуманы. Учитесь у тех, кто работает рядом и вам ближе всего по духу. Если есть желание, все получится.

Ваши планы на будущее?

Это сложно. Например, вот уже три года пишу и никак не допишу книгу. Есть еще план – сделать мини-кванториум на базе детского сада, чтобы расширить проект «Наука маленького роста» до технического направления – такой доступной и соответствующей возрасту инженерии для дошколят. Пока ищем каналы его финансирования. Но, уверена, идея детям придется по душе.

 

Перейти в раздел «Методический опыт»