pic

«Ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная, каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой поддержки», – об этом заявил Президент России Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации в январе текущего года. Глава государства особо подчеркнул, что учитель, занимающийся воспитанием детей, – это «федеральная функция». В связи с общественно-государственным запросом на эффективную работу классных руководителей создается система мотивации педагогических работников. В наступающем 2020/21 учебном году Минпросвещения России будет уделять этому вопросу повышенное внимание.

В российских школах работает более одного миллиона учителей. Из них более 70% – классные руководители. По данным мониторинга, проведенного Минпросвещения России, с 2014 года все они получают дополнительные выплаты из региональных и муниципальных бюджетов. Размер выплат зависит от региона, он варьируется от 700 до 12 600 рублей. В рамках исполнения поручения Президента Минпросвещения совместно с Минфином разработаны механизмы предоставления в 2020, 2021 и 2022 годах денежного вознаграждения педагогам, осуществляющим классное руководство, в размере не менее 5000 рублей. 

Правительство Российской Федерации утвердило постановление, которое регулирует Правила распределения средств федерального бюджета, направленных на ежемесячные выплаты классным руководителям. Эти Правила устанавливают цели, условия, порядок и критерии отбора субъектов Российской Федерации для получения денежных средств. Размер рассчитывается исходя из прогнозируемой численности педагогических работников на начало учебного года. При распределении средств учитываются начисления с заработной платы, районные коэффициенты и надбавки к ним.

Кроме материальной поддержки классных руководителей, большое внимание уделяется повышению их заинтересованности в организации воспитательной работы с обучающимися. Минпросвещения России и экспертным сообществом разработана система мотивации классных руководителей. Она включает в себя методическую, информационную поддержку, повышение квалификации и профессионального мастерства. 

Методические рекомендации для педагогов, которые позволят организовать учебный процесс максимально интересно и эффективно, уже направлены в регионы. Также планируется разработка модуля в типовой дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, направленного на развитие компетенций в области профилактики суицидального и девиантного поведения детей и подростков, безопасного поведения в интернете, и методических рекомендаций для классных руководителей по вопросам организации обследования детей и подростков с тяжелыми и легкими поведенческими нарушениями и создания для них специальных образовательных условий.

Для повышения уровня профессионального мастерства планируется провести Всероссийский съезд педагогов, осуществляющих классное руководство, с целью обмена опытом лучшими практиками в области воспитания и социализации обучающихся, а также дистанционно провести Всероссийский конкурс  среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий с награждением победителей и публикацией работ в электронном журнале Минпросвещения России «Вестник образования».

Выстроенная система мотивации классных руководителей и их материальная поддержка, установленная на федеральном и региональном уровнях, позволят повысить эффективность воспитательной работы и социализации школьников.