pic

Оксана СИДОРЕНКО

заведующая региональным ресурсным центром «ИКТ в образовании» ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», Забайкальский край, г. Чита

Оксана Сергеевна, как отразился переход на дистанционное обучение на работе ресурсного центра «ИКТ в образовании»? 

Кардинально ничего не изменилось. Основной задачей регионального ресурсного центра было и остается формирование ИКТ-компетентности педагогов средних профессиональных организаций Забайкальского края. В течение восьми лет наш центр помогает преподавателям входить в новый инновационный ландшафт. Благодаря специализированным центрам компетенций, так называемым СЦК, педагоги активно и быстро освоили новое интерактивное и мультимедийное оборудование. На каждом этапе деятельности ресурсного центра происходило наращивание его потенциала, расширялась география участников. В нынешних условиях основная наша задача – организация и проведение серии методических вебинаров по переходу на дистанционное обучение для преподавателей и мастеров производственного обучения региона. Нам удалось плавно перейти на новый формат.

Отмечу, что с июля 2019 года Читинский педагогический колледж стал участником сети опытно-экспериментальных площадок по цифровой дидактике профессионального образования ФИРО и РАНХиГС и проекта «Мобильный колледж России». Высокий уровень цифровой грамотности преподавателей позволил в быстро меняющихся условиях выстроить эффективную модель перехода всех студентов очного и заочного обучения на дистанционное обучение.

Что это за модель и в чем ее уникальность? 

Это авторская разработка, и сейчас она проходит апробацию. Результаты работы отражены в двух диссертационных исследованиях педагогов, которые готовятся к защите.  

В новых условиях решено использовать проверенные  цифровые инструменты. Основная платформа для обучения – spo.zabedu.ru. Она давно знакома нашим педагогам. Именно этот ресурс в течение нескольких последних лет был задействован для смешанного обучения на очном отделении и при реализации программ дополнительного профессионального образования. 

Цифровая готовность коллектива обусловила внесение изменений в расписание. У всех без исключения преподавателей теперь три вида занятий. Первый – работа на платформе spo.zabedu.ru, где педагоги могут проводить лекции, давать практические задания, использовать инструменты в виде рабочей тетради, проводить тесты, анкетирование и т.д. Второй – голосовой чат в приложении Discord, когда педагог в режиме онлайн общается и слышит всех студентов группы, комментирует и анализирует выполненное задание  на платформе, разъясняет и анонсирует следующие темы. И третий – видеоуроки в Discord, когда педагог может с компьютера запустить стрим и студент видит его рабочий стол и предложенный материал, который озвучивается и объясняется преподавателем. 

Почему выбрали именно Discord?

Во-первых, эта платформа легкая в освоении. Во-вторых, она позволяет создавать централизованное место для кооперирования большого количества людей. Техническая работа по регистрации всех участников образовательного процесса заняла неделю.  В короткие сроки программисты разработали бота и подключили его к нашему Discord-серверу. Чат-бот автоматически определял принадлежность каждого новичка и относил его к нужной категории, назначая каналы и чаты. У Discord есть служба поддержки ботов и полноценные библиотеки на различных языках программирования для их создания.  Мы нашли оптимальную и удобную для нас библиотеку discord.py, написанную на языке Python. Таким образом, в течение недели мы подключили около 700 человек к серверу нашего колледжа и смогли организовать между ними стабильное сетевое взаимодействие. 

Студенты заочной формы обучаются на платформе «Антей» по договору о сетевом взаимодействии с Забайкальским центром дистанционного обучения. Филиалу рекомендовано за основу принять краевую платформу spo.zabedu.ru, а коммуникацию обеспечить за счет использования мессенджеров и социальных сетей. 

Как педагоги справляются в новых условиях? 

Все работают из дома и довольно успешно. Учитывая психологическое состояние и нестандартность данной ситуации, были разработаны методические рекомендации по проведению новых форматов занятий. Каждый преподаватель в режиме 24/7 имеет методическое и техническое сопровождение. Проводим административные советы, заседания кафедр, классные часы и консультации в режиме онлайн. Также сохраняется деятельность кураторов групп преподавателей колледжа. Созданы понятные и простые инструкции, как правильно зарегистрироваться в Discord, как провести голосовой чат (технически и методически), организовать видеоурок.  Преподаватель не ограничен в использовании ресурсов. Главное, чтобы все консолидировалось на платформе spo.zabedu.ru. 

Как перестроились студенты на дистанционный формат? 

Самыми подготовленными оказались учащиеся специальности «программирование в компьютерных системах». Преподаватели отметили возросшую активность тех студентов, которые  при очных занятиях могли отсидеться или спрятаться за спиной соседа. Теперь они с интересом включаются в процесс и делают успехи. Однозначный плюс в том, что появилась возможность оценить труд каждого, так как обучение стало более индивидуальным. Главное – и преподаватели, и студенты используют единую платформу, где есть четкое информирование студентов по всем вопросам, общение с классными руководителями, возможность написать любому из преподавателей. Все это позволяет снимать психологические проблемы, связанные с самоизоляцией, работать стабильно и эффективно. 

Всегда ли удается работать стабильно и эффективно? С техническими трудностями не стакиваетесь? 

Не без этого. Сложность в том, что 75% наших студентов проживают в районах Забайкальского края, где качественный интернет не всегда присутствует. Есть учащиеся, которым для полноценного дистанционного обучения не хватает компьютерной техники. Стараемся обеспечить каждого, в том числе тех, кто на момент самоизоляции проживает в общежитии колледжа. Мы постоянно анализируем ситуацию и сводим к минимуму все возникающие проблемы. 

Отмечу, что Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в данной ситуации организует взаимодействие образовательных организаций СПО,  систематизирует всю необходимую информацию и курирует процесс обучения в дистанционном формате на уровне региона. 

Техническое обслуживание платформы spo.zabedu.ru сохраняется за центром цифровой трансформации Забайкальского института развития образования. Информационно-технический центр на базе Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса проводит обучение управляющих платформой spo.zabedu.ru по вопросам технической поддержки и настройки дистанционного обучения внутри отдельной организации СПО. Читинский педагогический колледж консультирует по вопросам методического проектирования и педагогического дизайна электронного контента. 

Продолжается работа экспериментальной площадки ФИРО и РАНХиГС по цифровой дидактике в режиме вебинаров и электронных коворкингов. Это дает возможность изучать опыт ведущих организаций страны по организации дистанционного образования.

В проекте «Мобильный колледж России» мы стали участниками по наполнению платформы https://profspo.ru по специальностям «дошкольное образование» и «преподавание в начальных классах» на базе Казанского педагогического колледжа. Идет непрерывный обмен опытом в области организациидистанционного обучения со Стерлитамакским многопрофильным колледжем, с которым заключен договор о сетевом сотрудничестве.

Как, по-вашему, данный период скажется на дальнейшей работе? Опыт дистанционного обучения привнес что-то новое?  

Однозначно это будет прорывом для всех участников образовательного процесса: педагога, студента, администрации. Он, несомненно, приведет к повышению уровня цифровой грамотности каждого, освоению правил сетевого этикета и их соблюдению. Это совершенно новая стратегическая линия управления со стороны администрации колледжа. Здесь тоже появились новые практики обсуждения и принятия решения, доведения их до коллектива, новые цифровые инструменты мониторинга и учета результатов образовательного процесса. Конкретные управленческие решения создают стабильную обстановку. Не нарушен график учебного процесса. В то же время идет процесс постоянного поиска, апробации и реализации инновационных идей в рамках дистанционного обучения. 

Сегодня, обучая студентов в данном режиме, мы как педагогический колледж решаем важную государственную задачу – готовим цифрового учителя, способного быть успешным в условиях электронного обучения и использования дистанционных технологий. Это масштабный задел на будущее.