pic

Елена КУЛИКОВА, заслуженный учитель Российской Федерации, Председатель Всероссийского Совета ветеранов профессионально-технического образования

О роли профтехобразования в социализации подростков, их саморазвитии в советское время, самом сложном периоде в истории профтехобразования, а также о преимуществах современной системы СПО для нового поколения в интервью «Вестнику образования» рассказала заслуженный учитель Российской Федерации, Председатель Всероссийского Совета ветеранов профессионально-технического образования Елена Куликова.

Елена Федоровна, расскажите, почему вы выбрали профессию педагога? 

Говорят, что учителем нужно родиться. Это про меня. Я с самого раннего возраста поняла, что это мое призвание. После школы сразу стала работать старшей пионервожатой, поступила в педагогический институт. Однако по своей специальности – учитель русского языка и литературы – я работать так и не стала. Судьба вывела на организаторскую стезю: сначала была должность заведующей школьным отделом в Московском обкоме ВЛКСМ, затем – заместителя начальника Московского областного управления профтехобразования, начальника управления Госпрофобра России, а после его упразднения – начальника управления нравственного воспитания и профилактики правонарушений Минобразования Российской Федерации.

То есть вы занимались именно воспитательной работой?  

Верно. Я должна была не только обучить молодых людей рабочему мастерству, но и воспитать достойных граждан. Не секрет, что к нам приходили подростки из неблагополучных семей, с трудностями в поведении и обучении. Иногда проблемы нравственно-правового воспитания были такими острыми, что приходилось контактировать и с детскими комнатами милиции. Но профтехобразование давало хорошую возможность реабилитировать трудных подростков, социализировать их, заложить образовательную базу, не позволить им сбиться с пути. Важными элементами профессионально-технического образования были спортивное общество «Трудовые резервы», дома и дворцы культуры, станции юных техников, работы воспитанников которых выставлялись в павильоне «Профессионально-техническое образование» на ВДНХ. Очень активно развивалась досуговая деятельность. В штате каждого училища были заместители директоров по воспитательной работе, которых часто по-военному называли замполитами. Под их руководством развивалась художественная самодеятельность, техническое творчество, спортивная работа. Все делалось для того, чтобы будущие рабочие получили в училище хорошее воспитание. 

Можете привести примеры, когда учащиеся профтеха становились успешными благодаря воспитательной деятельности? 

Мне вспоминаются замечательные коллективы художественной самодеятельности –  Ансамбль баянистов из Ленинграда, Ансамбль песни и пляски «Подмосковье», ВИА «Булочка» из московского хлебопекарного училища, чудесные девушки-барабанщицы из подмосковных Люберец. Они и многие другие коллективы страны ежегодно выступали на Всесоюзных фестивалях народного творчества в Кремлевском Дворце съездов (ныне – Государственный Кремлевский дворец). Не могу не упомянуть имена известных спортсменов, которые были выпускниками училищ. Например, первый советский чемпион Европы по боксу Владимир Енгибарян. Также вспоминаются воспитанники общества «Трудовые резервы» – футболист и тренер Константин Бесков, штангист Аркадий Воробьев... Всего до 1992 года обществом было завоевано на Олимпийских играх 62 медали, в том числе 32 золотые. Хорошее было время – время созидания, душевного тепла, неравнодушия и отзывчивости. Воспитанники ПТУ хотели не только трудиться, но и развиваться физически и интеллектуально. Я не говорю, что современные ребята хуже. Вовсе нет. Просто сейчас они другие.

На ваш взгляд, какие годы были самыми сложными в истории профтехобразования? 

Конечно, годы Великой Отечественной войны. В год 75-летия Великой Победы надо рассказать о детях войны – тех, кто стоял у станка. Вклад системы трудовых резервов в общую победу был неоценим. В первые же дни войны Государственный комитет обороны принял решение о переводе учебно-производственной деятельности ремесленных, фабрично-заводских, железнодорожных училищ на выполнение военных заказов. 

На смену ушедшим на фронт взрослым в цеха заводов и фабрик пришли дети. Они работали по 10–12 часов в сутки, часто стоя на ящиках из-под патронов, чтобы дотянуться до станка. Легендарный вратарь Лев Иванович Яшин вспоминал, как мальчишкам давали курить папиросы, чтобы они от усталости не заснули на рабочем месте. А член нашего ветеранского совета Вера Владимировна Калгашкина, тогда 14-летняя хрупкая девочка, учившаяся в Рязанском железнодорожном училище, была кочегаром паровоза, вывозившего раненых с фронта в самом начале войны. И таких примеров тысячи. Для фронта и тыла столько было сделано детскими руками – от танков и самолетов до одежды для солдат. Тысячи молодых выпускников трудовых резервов были удостоены высоких правительственных наград. Более 700 получили звание Героя Советского Союза.

Отрадно, что о ветеранах помнят. В начале октября прошла встреча ветеранов профтехобразования с Министром просвещения Сергеем Кравцовым, посвященная юбилею системы профтехобразования. Организаторы профобразования 70–90-х годов, ученые и практики говорили с Министром о дальнейшем развитии профессионального образования и о задачах, которые ставит государство по подготовке рабочих кадров новой формации. Уверена, что наш опыт будет крайне полезен современным педагогам.

Какой совет можете дать вашим молодым коллегам? 

Считаю, что им повезло, поскольку знаю, что происходило буквально 25 лет назад. Тогда было тревожно, потому что началась ломка системы, разрывалась связь с базовыми предприятиями, которые в тот же период стали исчезать, перестала обновляться база обучения. Мне как человеку, который занимался воспитательной, гражданско-патриотической работой, было больно, что исчезают училищные традиции, музеи. У современных педагогов есть все возможности для эффективного обучения детей, творческого поиска, профессионального развития. Я это знаю, потому что часто посещаю колледжи в Москве и других регионах. Теперь это многоуровневые, многопрофильные образовательные организации – кластеры, объединяющие детские дошкольные учреждения, школы, профильные технологические площадки. Нам и не снилось такое. Да и специальности в современных колледжах называются по-другому. Например, не «слесарь», а «специалист по технологии металлообрабатывающего производства», не «строитель», а «специалист в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений». Студенты воодушевлены. Они испытывают уважение к себе и относятся с таким же уважением к педагогам. Для них созданы отличные условия обучения с хорошей техникой и красивыми интерьерами. Поэтому мой совет молодым коллегам только один – видеть в каждом студенте личность, уважать его индивидуальность, помогать ему раскрыться. Мне в моей педагогической практике всегда помогало правило трех «П» – принять, помочь, простить.