pic

Виктор БАСЮК

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Современные родители все активней участвуют в образовательном процессе и совершенствовании системы образования.   

Они вовлечены в различные формы государственно-общественного управления учебными заведениями, хорошей традицией становятся их совместные мероприятия с детьми.  

Это стало возможным благодаря системной и целенаправленной работе, важная часть которой – просвещение, позволяющее родителям приобрести ключевые знания и компетенции, необходимые для воспитания детей, понимания их возрастных и психологических особенностей. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает проведение бесплатных консультаций и занятий для родителей (законных представителей), реализацию дополнительных образовательных программ для формирования культуры ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, расширения участия мужчин в семейных делах, воспитании детей. Создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и другим вопросам семейного воспитания также включено в Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Именно поддержка и открытость со стороны образовательных организаций, диалог семьи и школы, о значимости которого писал еще выдающийся педагог-новатор Василий Сухомлинский, позволяют создать атмосферу взаимного доверия и уважения между родителями и педагогами, благоприятную среду для сотрудничества, активного и конструктивного участия родителей в школьной жизни, разрешения конфликтных ситуаций, принятия совместных решений, помогающих сделать работу школы более эффективной, улучшить образовательные результаты, предотвратить школьную неуспеваемость. 

Самое главное в работе с родителями – разъяснить суть и значение процессов, происходящих в школе, повысить их интерес к современным формам развития родительской компетентности. Важно, чтобы родители имели полное представление о кадровой и методической обеспеченности школы, ее возможностях в этом плане. Именно поэтому информирование об организационно-правовых аспектах должно сочетаться с родительским просвещением. 

Во многих образовательных организациях успешно работают управляющие и попечительские советы, родительские комитеты разных уровней. Правильный подход образовательной организации к работе с этими структурами, ее искренняя заинтересованность в сотрудничестве с ними позволяют улучшить ее деятельность и качество обучения. 

Эффективное и современное родительское просвещение выстраивается и благодаря всероссийским конкурсам, которые проводятся с 2017 года Министерством просвещения и Национальной родительской ассоциацией. Это Всероссийский конкурс методических разработок уроков, посвященных семье и традиционным семейным ценностям, Всероссийский конкурс центров и программ родительского просвещения, Всероссийский конкурс образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. За четыре года их участниками стали 5200 педагогов из всех регионов России. Издаваемые по итогам конкурсов сборники размещаются на сайте Национальной родительской ассоциации. Таким образом, конкурсное движение помогает развивать профессиональное сообщество организаторов родительского просвещения и формировать общероссийскую библиотеку лучших практик взаимодействия с родителями в сфере образования.