pic

Год науки и технологий, без сомнения, в том числе вырос из Фестиваля науки «Nauka 0+», придуманного в свое время в главной кузнице исследовательских кадров России – Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. О том, как это было, а также о новых красках, которыми заиграла научная жизнь российской молодежи в этом году, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказал Виктор Садовничий, академик РАН, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова и отец-основатель Фестиваля науки «Nauka 0+».

Виктор САДОВНИЧИЙ

Академик РАН, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова

Виктор Антонович, в России завершается Год науки и технологий. По нашему глубокому убеждению, его появлением мы обязаны созданному ранее по Вашей инициативе Фестивалю науки «Nauka 0+». Как у Вас родилась такая идея?

В Московском университете мы проводим Фестиваль науки с 2006 года. На его идею нас натолкнула делегация зарубежных журналистов и популяризаторов науки, которую мы принимали в Москве. Знакомясь с достижениями наших ученых, они спросили, а что мы делаем, чтобы результаты их труда были бы известны широкой общественности? Такая практика формирования общественного мнения известна еще с XIX века. Результаты крупных научных открытий были презентованы именно на таких мероприятиях. В Англии фестивали науки не прекращались даже во время Второй мировой войны. Наш фестиваль как раз и стал такой точкой опоры для науки, с которой она вступает в диалог с обществом. Мы специально начали создавать условия для наших выдающихся исследователей и молодых ученых, чтобы у них была не только научная и преподавательская деятельность, но и общественная трибуна, с которой можно демонстрировать свои достижения и то, как они влияют на качество жизни миллионов людей. Время показало, что предложенный нами тогда формат чрезвычайно востребован. Начав с аудитории в 20 тысяч человек, сегодня мы достигли показателя в 20 миллионов посетителей онлайн и офлайн. Это очевидный для всех прогресс, который позволил Фестивалю науки даже стать одним из крупнейших в мире научно-просветительских проектов.

Что дает Фестиваль науки школьникам, а возможно, и дошкольникам?

Итоги самого первого Фестиваля науки показали, что фестиваль – это как раз та самая форма популяризации науки и научных достижений, которая привлекает подрастающее поколение к необходимости получения высшего и профессионального образования, к занятиям исследовательской деятельностью. Сегодня для молодых очень много путей самореализации, и наука – одна из возможных карьерных лестниц. На Фестивале из уст ученых мировой величины ребята узнают об особенностях профессии исследователя, о тех сферах науки, в которые государство и бизнес в ближайшее время будут вкладывать огромные средства. Это отличная возможность, чтобы определиться со сферой приложения интересов, правильно выстроить траекторию профессионального роста, возможно, даже найти наставника, выбрать кого-то ориентиром в жизни. В Московском университете мы активно работаем со школьниками и в рамках малых факультетов, кружкового и олимпиадного движения, знаем, сколько у нас думающей талантливой молодежи. Несколько раз в год на дни открытых дверей в МГУ мы собираем огромную аудиторию, с которой говорим обо всех вопросах, которые ее волнуют. Фестиваль – это еще одна площадка для этого диалога, без которого нет будущего для научных школ, для науки и построенной на ее базе умной экономики в целом. А без этого нет будущего и у страны.

Почему так важно развивать интерес к науке с детства? 

В следующем году исполнится 430 лет со дня рождения замечательного педагога, мыслителя Яна Амоса Коменского. Он говорил, что «легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди». Наука – это как раз то, что правильно идет впереди. Наука так устроена, что в ней всегда делались фундаментальные открытия, которые переворачивали жизнь человечества, и выигрывали от них те страны, которые на них первыми реагировали. Древние изобрели колесо – египетские пирамиды не могли быть построены без бревен, на которых затаскивали огромные глыбы. Паровая машина и ткацкие станки на столетия перевернули цивилизацию. Потом появились полупроводники, и сегодня без них ни у кого из нас не было бы ни мобильного телефона, ни камеры. В будущем будут не менее великие открытия, скорее всего, в области мозга и квантовой связи, которые тоже повернут развитие человечества. Уверен, если мы будем правильно объяснять еще в детстве, что в основе практически всего, что нас окружает, – наука, мы сформируем поколение, которое будет способно на самые великие научные прорывы. 

Но в состоянии ли дети оценить глубину и важность научных достижений? Готовы ли они – разумеется, на посильном им уровне – вести научные исследования или заниматься изобретательством?

Уже многие годы Московский университет активно сотрудничает с Департаментом науки и образования города Москвы. В рамках проекта «Университетские субботы» мастер-классы, семинары и лекции проводят в школах представители профессорско-преподавательского состава МГУ и других ведущих вузов столицы. По итогам этих встреч со школьниками многие коллеги рассказывают о своих впечатлениях, об интересах и особенностях этого поколения Z. Так вот, у них очень серьезная тяга к познанию мира. Они ведь выросли уже с планшетами и телефонами родителей в руках, практически с молоком матери впитали интерфейс той технологической вселенной, что нас окружает. И очень многие пытаются знать о ней больше. Через этот интерес нужно обязательно давать им возможность прийти в образование и науку, с помощью изобретательства, программирования заложить основы того будущего, которое они будут создавать для себя и человечества завтрашнего дня.

Что нового привнес Год науки и технологий в Фестиваль науки – 2021? Как он повлиял на форму и содержание Фестиваля?

Хотел бы начать с акции «Ученые в школы». С ней, собственно говоря, фактически стартовал Год науки. 8 февраля, в День российской науки, представители научного сообщества пришли в школы с научно-популярными лекциями, рассказами о секретах жизни и тайнах космоса, меняющих мир открытиях. Такие же выступления прошли 12 апреля в рамках Дня космонавтики и празднования 60-летнего юбилея со дня первого полета человека в космос. Они же составили часть программы Фестиваля науки «Nauka 0+», в сентябре – ноябре. Это был настоящий ученый десант, состоящий из преподавателей МГУ и профессоров РАН. В целом год был очень интересный, он объединил и молодых, и авторитетных ученых, которые реализовали яркие проекты. Так, Фестиваль науки, который мы делали, в этом году собрал рекордную аудиторию, стал большим праздником для всей научно-образовательной сферы, открыл новые горизонты для огромного количества людей. На протяжении всей подготовительной работы в рамках Фестиваля – с момента закрытия фестиваля 2020 года и до старта Московского фестиваля науки в октябре 2021 года, мероприятий на других центральных площадках – мы ощущали особую атмосферу Года науки. Все это, конечно, создавало настроение, уже подзабытое чувство какого-то подъема. Со своей стороны мы постарались максимально расширить программу Фестиваля, дали возможность включиться новым участникам. В этом году это были почти все субъекты Федерации, тысячи площадок: вузы, музеи, научные центры, предприятия. В общей сложности в рамках Фестиваля прошло десятки тысяч мероприятий: лекции, семинары, классные часы, презентации, выставки, «дни без турникетов», научные бои. И нигде это не было формально, только для того «чтобы отчитаться». Инициатива приобрела массовый характер, стала носить характер экосистемы, сети, приобрела саморазвивающийся характер. Это не может не радовать. 

А что реально дал Год науки и технологий российским школьникам и студентам?

Год науки прошел как хорошая стартовая возможность, стартовая площадка. Он дал большой толчок в настроениях людей, в том числе молодых. Мы, люди университетского сообщества, люди науки, хорошо понимаем, что именно от нее сегодня зависит так много. Все мы знаем, что это большой труд, но это работа, которая обязательно будет отмечена. Проходят десятилетия, столетия, а имена тех, кто ее сделал, остаются. Наука – это самое благородное, что можно сделать для людей. Мне кажется, что прошедший Год науки и технологий, который был объявлен Президентом России на Попечительском совете МГУ в декабре 2020 года, стал очень нужным и важным шагом в направлении осознания этого у очень многих людей. Особенно молодых, тех, кто еще выбирает свой жизненный путь. Сегодня у школьников и студентов нет недостатка в информации, ее, скорее, переизбыток. Чтобы пробиться к центрам принятия решений, нужен максимально яркий и убедительный контент. Год науки был соткан из такого контента! Уверен, что в таком качестве он запомнится нашей молодежи, которая сделает свои выводы на основе полученной за этот Год науки информации, сумеет воспользоваться теми трендами, которые он сформировал.