pic

Воспитание – это «стратегический национальный приоритет, требующий работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях». Об этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке, выступая с докладом о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина разрабатывается новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который закрепляет на законодательном уровне общие требования к организации и содержанию воспитания школьников по всей стране. Особое внимание будет уделяться приобщению детей к духовным и нравственным ценностям, вовлечению молодежи в волонтерскую деятельность, а также вопросам профориентации. Школа является особым институтом, где не только реализуются  программы воспитания, но  и возникают детские инициативы, формируется  проектная деятельность, создаются детские организации, развивается самоуправление школьников.
 
В рамках форума «Новая образовательная среда» эксперты, представители власти и педагоги обсудили изменения, произошедшие с введением примерной программы воспитания, и разъяснили, чем она является для школы: перечнем обязательных мероприятий или описанием системы возможных форм и способов работы с детьми? 
 

Наталия СЕЛИВАНОВА

главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО

Примерная программа воспитания была разработана Институтом стратегии развития образования РАО по инициативе Минпросвещения России. В 2019 году она прошла апробацию, в которой участвовало 730 учреждений образования в 83 регионах. В июне этого года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию программа была утверждена. 

В чем основная суть примерной программы воспитания? Ее цель, прежде всего, помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной с детьми деятельности и способы его реализации. Это должно обеспечить личностное развитие школьников. Программа будет способствовать преодолению бюрократизации системы воспитания и его имитации. Важно предоставить как можно больше свободы для педагогических коллективов в плане организации образовательного процесса. 

Отмечу, что программа достаточно краткая и написана доступным языком. Это сделано для того, чтобы учителя могли ее легко освоить, вписать в школьные реалии и настроить под профессиональные запросы педагогов. Это программа-конструктор, состоящая из множества модулей, благодаря которым можно сформировать собственную траекторию, учитывая  сложившуюся в школе систему воспитательной работы. Это делает ее гибкой и вариативной.

В этой программе заложена единая цель воспитания, которая основана на объединяющих наше общество ценностях. Особо отмечу, что рабочая программа не разрабатывается только силами классных руководителей и администрации школы. Это командный документ, который создают все педагоги, родители с участием учащихся.

Существуют и определенные риски при внедрении программы. Один из них – рассматривать программу как инструмент воспитания. Еще один риск – требование от управляющих органов образования, чтобы рабочая программа воспитания дословно совпадала с примерной. Бывает так, что педагоги еще не успели разработать программу, а их уже начинают проверять по очень сложным схемам. На наш взгляд, это неправильно. Разработка рабочей программы воспитания – процесс очень ответственный и постепенный. Программа в окончательном виде должна быть создана к сентябрю 2021 года. 

На сайте Института стратегии развитии образования РАО в открытом доступе можно познакомиться с полным пакетом документов примерной программы. Надеюсь, что благодаря нашим разработкам сама система воспитания будет меняться в лучшую сторону.


Алла САЛАЕВА

заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр образования и молодежной политики Чувашской Республики

В зависимости от того, как сработают органы государственной власти и какой посыл они дадут образовательным организациям, так и будет реализована примерная программа воспитания. Конечно, у каждой школы и раньше была выстроена воспитательная модель, но четкой расстановки акцентов порой не хватало. Каждое образовательное учреждение импровизировало, а сейчас нам, наконец, удастся выстроить единую концепцию. 

Я считаю, что при разработке рабочих программ воспитания нужно уйти от формализма, взять только самое лучшее и применить это в жизнь. Мы вместе с педагогическим сообществом пришли к выводу, что в центре воспитания должно находиться разностороннее личностное развитие ребенка. Необходимо делать акцент не только на учебном процессе, но и на творческих проектах, исследовательской деятельности, спортивных занятиях и профориентации. Для себя мы уже обозначили приоритеты на 2021 год. Он станет для нас этапом осмысления рабочих программ, что позволит сформировать воспитательную модель Чувашской Республики. Каждая наша школа при разработке учитывает свои особенности и образовательную миссию. Из 400 школ республики выявились около десяти лидеров, которые станут основой внедрения региональной программы воспитания. 

Также у нас определились отдельные практики, которые будут интересны не только для Чувашии, но и для других регионов. 2021 год в Чувашии посвящен трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Их строили женщины и подростки для защиты подступов к Казани и Уралу. Мы сейчас работаем с архивами, вовлекаем в это патриотические школьные отряды. Нас поддержало Российское историческое общество. Учащиеся стали интересоваться этой темой, и в республике активнее развивается поисковое движение. Очевидно, что патриотическое воспитание детей и молодежи – одно из ключевых направлений. И это хорошо. Мы воспитываем поколение молодых людей, уважающих историческое наследие, знающих цену победы и благодарных за настоящее и будущее. 
 


Анна ДЕМЕНЕВА

директор МАОУ с углубленным изучением математики и английского языка «Школа дизайна «Точка» г. Перми

В стратегии развития образования до 2025 года акцентировано внимание на профориентации школьников и на их подготовке к осознанному выбору профессии. Важно дать детям возможность развивать те компетенции, которые будут востребованы на рынке труда. В этой связи в «Школе дизайна «Точка», которую я возглавляю, мы определили три приоритета. Первый – это подготовка к будущей профессии, второй – творчество и третий – созидание. На первый взгляд, мы обычая общеобразовательная школа. Но у нас есть своя особенность. В школе работают дизайнеры-практики, суперпрофессионалы. Дети напрямую общаются с теми, кто создает компьютерные игры, мобильные приложения, сайты. Кроме знаний, профессиональное сообщество передает ряд важнейших ценностей, к которым относятся творческий труд, бережное отношение к миру, эмпатия. Мы яркий пример того, как в школе создается воспитательное детско-взрослое сообщество, которое помогает нашим ученикам социализироваться и максимально интегрироваться в жизнь.