pic

Татьяна СОЛОВЬЕВА

и.о. директора Института коррекционной педагогики РАО

Конкурс «Доброшкола» – это уникальный проект. В этом году он проводится во второй раз и объединяет 130 коррекционных школ. Задача конкурса – поиск новых форм содержания образования обучающихся с ОВЗ  с целью их дальнейшего профессионального образования и трудоустройства через обновление образовательной среды организаций, изменение подходов к ее структурированию, создание новых развивающих пространств.
 
Участники конкурса создают дизайн-макеты, которые  не просто определяют цвет стен, потолков, схему расстановки мебели, но каждый штрих, каждая деталь в этих макетах имеет особый развивающий потенциал.
 
Преображается все, не только классы: библиотека становится не просто стеллажами с книгами, а пространством для творчества, спортивные залы получают новое оборудование для занятий адаптивной физической культурой, создаются лаборатории, мастерские, оснащенные цифровой техникой... И все это объединено одной общей идеей – повысить качество образовательно-реабилитационного процесса, социализировать школьников, помочь им подготовиться к будущей профессии, чтобы они в дальнейшем могли найти свое место в жизни.
 
На первом этапе конкурса комиссия рассматривает дизайн-проекты, вносит замечания по доработке, предлагает эффективные решения, помогает всем участникам.
 
Со всеми ведется работа «в ручном режиме», которая объединяет профессионалов из разных сфер деятельности. Это и дефектологи, и дизайнеры, и специалисты в области проектирования образовательной среды. Они проводят консультации, подсказывают полезные решения.
 
Так что на первом этапе мы помогаем сделать грамотные, качественные проекты, а на втором – поощряем тех, кто смог их превратить в лучшие.
 
Школы стремятся участвовать в конкурсе. Для них это уникальная возможность выйти на новый уровень, максимально использовать весь свой потенциал и задействовать новые ресурсы.
 
По сути, цель нашего проекта – это не просто соревнование, проигравших здесь быть не может. Нам важно вовлечь в работу все коррекционные школы страны, максимальное количество участников. И это будет не тиражирование опыта, а создание собственной уникальной среды в каждой школе с учетом особых образовательных потребностей учащихся (ведь дети разные, а тем более дети с ограниченными возможностями здоровья!), возможностей школы, потребностей области или края в профессиональных кадрах. В одних регионах, например, акцент делается на сельском хозяйстве и животноводстве, в других – на обработке тканей, в третьих – на создании цифровых лабораторий и фотостудий. Так что в каждом случае ведется индивидуальная работа с конкурсными материалами.

Всероссийский конкурс «Доброшкола»

История

В 2020 году всероссийский конкурс «Доброшкола» проводится во второй раз. В 2019 году школы из 38 субъектов Российской Федерации представили на конкурс 90 проектов. В 2020 году в конкурсе участвует 131 школа из 81 субъекта Российской Федерации.

Цели

Выявление и распространение лучших практик образовательных организаций по созданию современных условий для обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Порядок проведения

Конкурс проводится по пяти номинациям:  «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской», «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий», «Лучший развивающий класс», «Лучшее развивающее пространство школы», «Лучшее развивающее пространство школьной библиотеки». 

Первый этап конкурса – региональный. Порядок его проведения разрабатывается и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Второй этап конкурса – федеральный. Экспертиза конкурсных работ, подведение итогов и определение победителей проводятся заочно. Церемония награждения проходит в Москве. 

Участники

Конкурсантами являются коррекционные школы – участники федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На конкурс предоставляются разнообразные проекты, отражающие широкий спектр дизайнерских решений и различные подходы к формированию развивающего образовательного пространства.

Награды

Лауреаты и победители награждаются дипломами, кубками и ценными призами. 

Заключительный этап конкурса в 2020 году состоится в IV квартале.