pic

Татьяна СОЛОВЬЕВА

директор Института коррекционной педагогики РАО

Дети с ОВЗ и инвалидностью, как никто другой, нуждаются в получении высококачественного образования и особых подходах к его организации. Это их билет в самостоятельную жизнь, который расширяет перспективы саморазвития и построения профессиональной карьеры. В отдельных образовательных организациях (специальных школах) есть возможность гибко подходить к структурированию образовательного пространства – во многих случаях оно лучше всего помогает раскрыть потенциал учащихся, подготовить их к будущей профессии. Цель проекта по обновлению материально-технической базы отдельных образовательных организаций, реализуемого в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», – повысить качество образования за счет обновления предметно-развивающей среды образовательных организаций. Благодаря этим изменениям открываются принципиально новые возможности для преподавания общих, специальных дисциплин и коррекционных курсов. 

Структурирование образовательного пространства определенным образом позволяет обеспечить условия, в которых все окружающие предметы, включая стены, мебель, новое цифровое оборудование, помогают детям с ОВЗ и с инвалидностью получать знания, заниматься разными видами деятельности, создавать что-то новое. Например, это стены, на которых можно писать и рисовать, специальная проекционная техника. Дизайнерские решения способствуют донесению до учащихся необходимой информации. 

При реализации проекта Институт коррекционной педагогики в первую очередь, как его оператор, ориентирует участников на то, какие смыслы, связанные с повышением качества образования, профориентацией, социализацией учащихся, они закладывают при модернизации образовательной среды.

Самый главный вопрос – «для чего это делается?». Важно, чтобы ни одно предложенное изменение образовательной среды не было формальным. Все решения должны быть связаны с программой развития образовательной организации, созданием новых возможностей в плане обучения и профессионального самоопределения учеников. 

Именно поэтому одна из важнейших составляющих – реализация предметной области «Технология». Участники проекта должны осмысленно преобразовать предметную среду таким образом, чтобы учащиеся могли полностью раскрыть свой потенциал, осваивая новые, востребованные профессии. Для детей с ОВЗ и инвалидностью этот предмет – первые настоящие профессиональные пробы. Портфолио в дальнейшем помогает родителям ребенка и ему самому сделать взвешенный выбор будущей специальности, оценив связанные с ней нагрузки, условия труда.

Мы также обращаем внимание участников проекта на необходимость безопасности, функциональности дизайнерских решений, необходимости достижения образовательных результатов, сохранения и укрепления здоровья детей. 

Примером такого проекта может быть образовательная среда, оснащенная как настоящее современное рабочее место. Это мастерская, лаборатория или студия, в которой есть цифровое оборудование, отдельные места для создания и обсуждения проектов, презентации результатов работы. Дети имеют возможность видоизменять это рабочее пространство, подстраивать его под себя. Такое профессиональное погружение в том числе позволяет учащимся усвоить специальную терминологию, научиться общаться на профессиональном языке. Специальная брайлевская техника, например, помогает детям с нарушениями зрения постепенно изучать и осваивать должностные инструкции, профессиональные требования. В этой особой безопасной и трансформируемой среде ребенок может с помощью специалистов пробовать себя в профессии, планомерно отрабатывать и совершенствовать те или иные навыки. 

Главная особенность проекта, которая делает его  инструментом развития отдельных образовательных организаций, – это сопровождение каждого участника (школы), позволяющее образовательным организациям, имеющим разные стартовые возможности, свою уникальную историю, получить максимальную отдачу от своего вклада в общий проект. В течение года с ними работают специалисты в области архитектуры и дизайна, дефектологии по всем детским нозологиям, представители Министерства просвещения, Института коррекционной педагогики РАО. Школам оказывается необходимая индивидуальная помощь в реализации проекта, даются рекомендации по их улучшению, для них проводятся информационно-обучающие семинары и мероприятия, разрабатываются методические материалы. Это поддержка вклада каждого региона и образовательной организации в решение задач на уровне федерации. 

Проект привлек колоссальное внимание со стороны школ, дефектологов, и его участники теперь играют значительную роль в изменениях, происходящих в профессиональном дефектологическом сообществе. Он поставил перед участниками задачу по осмысленному преобразованию образовательной среды, был полностью исключен формальный подход к делу. Благодаря этому руководители школ пересматривают всю программу развития, принимают решения о повышении квалификации сотрудников, становятся самыми активными участниками всех инновационных процессов в стране, связанных с развитием специального образования, в том числе различных мероприятий, адресованных школам, максимально пользуются возможностями, которые предлагает наш Институт, региональные институты развития образования, вузы. Количество желающих участвовать в проекте растет. Думаю, что реализация проекта в течение нескольких лет приведет к серьезным изменениям в системе специального образования. 

Участие в проекте должно помочь руководителям школ понять, что их главная цель – обеспечить каждому ребенку возможность в индивидуальном темпе освоить максимально сложный для себя уровень образования. Для этого нужно уделять постоянное внимание индивидуальной динамике достижений учеников и соответствующим образом управлять образовательным процессом. Важно проводить внутренний мониторинг, выявлять существующие дефициты – это могут быть вопросы, связанные с квалификацией сотрудников, различными аспектами взаимодействия с семьей ребенка. Нужно обратить внимание на ресурсные возможности, которые есть в субъекте, рассмотреть варианты сетевого взаимодействия с организациями, которые реализуют профессиональные программы подготовки детей, ресурсными центрами. Сегодня благодаря политике, которую проводит Министерство просвещения, таких возможностей становится больше. 

Главный вектор развития отдельных образовательных организаций сейчас – это повышение доступности и качества обучения. Мы уже отмечаем системные, продуманные позитивные изменения, связанные с охватом детей с ОВЗ и инвалидностью качественным образованием, независимо от региона их проживания и выбора родителей в пользу специальной либо инклюзивной школы. Думаю, что уже в ближайшем будущем родители смогут в наглядной форме получать информацию о существующих в их регионе вариантах дошкольного, школьного, профессионального обучения, которые подходят их ребенку. Отдельные образовательные организации превращаются в современные образовательные структуры, становятся основными партнерами организаций, осуществляющих реабилитацию, реализующих программы профессионального образования. Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Нас ждет внедрение новых цифровых технологий, инструментов при сохранении традиционного очного обучения. 

Особое внимание уделяется обновлению программ подготовки специалистов в области обучения детей с ОВЗ, повышения квалификации. Благодаря этому появятся новые профили подготовки, в детские сады и школы придут новые специалисты, умеющие работать с детьми с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сейчас действительно выстраивается новая модель непрерывного образования детей с ОВЗ и с инвалидностью – комплексного сопровождения каждого ребенка с момента выявления врожденного или приобретенного нарушения в развитии.