pic

Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева провела VI Общероссийское родительское собрание и ответила на актуальные вопросы, касающиеся системы общего образования.

На связь с центральной площадкой в Санкт-Петербурге – Академической гимназией № 56 – вышли представители родительской общественности из 9 регионов страны: Хабаровского края, Волгоградской и Смоленской областей, Республики Коми, Ставропольского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Мордовии и Севастополя. Вопросы также поступали от родителей, которые собрались в петербургской 56-й гимназии, и из социальных сетей.

Родителей интересовал широкий спектр проблем: от режима обучения в школах до аттестационной кампании.

Открывая встречу, О.Ю. Васильева отметила, что в наступающем учебном году благодаря реализации нацпроекта «Образование» появятся более 100 новых школ.

Комментируя вопрос о возможных изменениях в ОГЭ и ЕГЭ, Министр просвещения подчеркнула, что структура и содержание ОГЭ и ЕГЭ в новом учебном году меняться не будут. Так же, как и раньше, девятиклассники будут сдавать четыре экзамена, из которых два обязательных и два по выбору, одиннадцатиклассники – экзамены по русскому языку и математике (базовый или профильный уровень), а также предметы, необходимые им для поступления в вуз.

О.Ю. Васильева напомнила, что в 2018/19 учебном году прошло собеседование по русскому языку в 9-х классах как допуск к аттестации.

Одним из важных направлений работы, по мнению Министра, должно стать возвращение детям навыков функционального чтения.

«Согласно исследованию PIRLS, которое проводится в 4-х классах по читательской грамотности, математике и естественно-научным предметам, мы находимся на первом месте. По данным исследования TIMSS, которое проводится в 8-х классах по математической и естественно-научной грамотности, мы входим в десятку. А вот по данным исследования PISA, это оценка функционального чтения, математической грамотности, финансового и креативного мышления пятнадцатилетних подростков, мы уже находимся на 32-м месте. Возникает вопрос: почему? Потому что к этому времени мы теряем навыки функционального чтения. По разным исследованиям, 23 процента взрослых и детей этим навыком не владеют», – сообщила О.Ю. Васильева.

Она констатировала, что дети часто не могут передать словами содержание текста, и это является одной из причин, по которым они тратят больше времени на уроки. Над решением этой проблемы предстоит еще работать.

Министр добавила, что Минпросвещения России заказало исследования по физиологии школьников и влиянию гаджетов на здоровье детей.

Глава Минпросвещения ответила на вопрос об использовании мобильных телефонов во время образовательного процесса.

«Я считаю, что на период образовательного процесса телефон не нужен, достаточно гаджетов, которые есть в школе», – резюмировала О.Ю. Васильева.

Один из вопросов, заданных родителями в рамках собрания, касался введения шахмат в школьную программу. Министр информировала, что в настоящее время такие уроки есть в программе 18 тысяч российских школ, при этом в 6% учебных заведений они проходят в первой половине дня и включены в обязательную учебную программу, в остальных – во внеурочное время.

Тем не менее, по мнению О.Ю. Васильевой, нужно стремиться, чтобы в перспективе шахматное образование стало доступным во всех школах страны, а время проведения занятий школа может выбирать самостоятельно.

На усмотрение школ остается также решение о пятидневной или шестидневной рабочей неделе. В этом вопросе необходима четкая возрастная градация. Ученики начальных классов должны иметь два выходных дня. Старшеклассники, если в образовательной организации принято такое решение, могут заниматься и в субботу.

Волновал родителей и вопрос введения в школах второго иностранного языка. О.Ю. Васильева напомнила, что в подготовленном проекте изменений в федеральные государственные образовательные стандарты Минпросвещения России введена следующая рекомендация: школа принимает решение по введению второго языка сама, при наличии педагогов и инфраструктуры. При этом первый иностранный язык «должен быть неукоснительно» и необходимо обеспечить, чтобы он преподавался качественно.

В рамках родительского собрания поступали вопросы и из соцсетей. Один из них касался преподавания родных языков народов Российской Федерации.

Министр уточнила, что существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны, в том числе коренных и малочисленных. Первые 64 учебника по 8 языкам для начальной школы будут созданы уже до конца этого года. Также ведется работа над проектом концепции преподавания родных языков.

В завершение встречи О.Ю. Васильева поздравила родителей, педагогов и детей с наступающим новым учебным годом и пожелала всем счастья.

«Пусть школа остается для вас маяком на всю жизнь», – заключила Министр.