Алдар ДАМДИНОВ

депутат Государственной Думы Российской Федерации

В 2020 году, несмотря на пандемию, было сделано много законодательных инициатив. Мы их прорабатывали в Комитете по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ГД ФС РФ).

В числе самых важных вопросов – внесение поправок в закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в закон «Об образовании в Российской Федерации» и самый, пожалуй, резонансный законопроект, касающийся дистанционного образования.  

Закон о горячем питании – это не только решение вопроса по предоставлению бесплатного горячего питания школьникам с 1-го по 4-й класс. Это, по сути, революционный закон, который регламентирует очень важную часть жизни детей – с дошкольного возраста до начала студенческой жизни. По данным российских медиков, 20 % заболеваний школьников связаны с проблемами ЖКТ. Врачи говорят, что восемь из десяти выпускников школы имеют различные заболевания. Очевидно, что заботиться о здоровье нации необходимо с самого раннего возраста, а основа здорового образа жизни – сбалансированное питание. Поэтому мы придаем особое значение данному законопроекту. При Комитете по образованию и науке ГД ФС РФ создана рабочая группа по парламентскому контролю за реализацией этого закона под руководством первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке Геннадия Онищенко. Мы также работаем в тесном контакте по всем вопросам реализации закона с Минпросвещения России. С 1 сентября ученики 1–4-х классов уже получают качественное бесплатное горячее питание. И это важнейший результат слаженной и оперативной межведомственной работы.

Среди других принятых законов выделю еще один значимый – это закон о воспитании в образовании. Он является логическим продолжением государственной политики в области воспитания. Он закрепляет на законодательном уровне механизмы организации воспитания в основном Федеральном законе об образовании.

Напомню, сегодня действует Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой воспитание рассматривается как стратегический национальный приоритет.

Отмечу, что в процессе подготовки законопроекта к первому чтению Экспертный совет по воспитанию при Комитете по образованию и науке ГД ФС РФ, куратором которого я являюсь, провел большую подготовительную работу и представил свой проект заключения.

Представленный законопроект уточняет понятие «воспитание», а новая статья – «12.1. Общие требования к организации воспитания» – будет способствовать не только развитию системы организации воспитательной работы, но и, что более важно, обновлению содержания и механизмов воспитания, повышению воспитательного потенциала образования и эффективности его реализации в целях духовного, нравственного и интеллектуального развития детей, воспитания в них патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.

Ну и третий законопроект, который вызвал широкую дискуссию в обществе, – о дистанционном образовании. Сразу подчеркну, что этот законопроект ни в коем случае не отменяет традиционного обучения. Всем понятно, что введение дистанционного образования – это вынужденная мера, связанная со сложившейся эпидемиологической ситуацией. В 273-ФЗ еще с 2012 года зафиксированы понятия «дистанционное образование» и «электронное обучение, но регламент реализации такого образования четко не прописан. Этот законопроект устраняет эти пробелы и, прежде всего, направлен на разграничение полномочий между двумя федеральными министерствами – Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. 

Обсуждение этого законопроекта актуализировало ценности традиционного обучения и еще раз привлекло внимание общества к проблемам школьного образования.

Пандемия внесла существенные коррективы во все сферы жизни, в том числе и в образование. Поэтому, подводя итоги года и, обсуждая планы на будущий, мы должны исходить из сложившейся ситуации и определить приоритеты. На мой взгляд, очень важно сейчас обратить внимание на педагогов на кадровый потенциал, на поддержку учительских коллективов и решение, в том числе социальных проблем. Хочу выразить искреннюю благодарность коллегам – учителям и преподавателям, которые, несмотря на порой очень сложные условия, продолжают работать, остаются преданными своей профессии и дают знания нашим детям. Спасибо вам!