Александр ДЖЕУС

директор Всероссийского детского центра «Орленок», кандидат психологических наук

2020 год особенный для Всероссийского детского центра «Орленок». Нам исполняется 60 лет. Сегодня Центр реализует около 100 общеразвивающих программ. Каждая из них – продукт творческого размышления педагогов Центра и наших партнеров, каждая программа – элемент культуры современного общества.

Для нас очевидно, что новые требования времени не позволяют ни обществу, ни конкретному человеку равнодушно наблюдать со стороны за тем, что происходит вокруг. Мир цифровой информации, его бесконечные возможности для получения знаний приводят к тому, что традиционные средства и формы образования и воспитания ребенка порой не успевают за прогрессом.

Классическая возрастная психология меняется: современный подросток чаще общается с друзьями в социальных сетях, а не в реальности, его постоянным спутником стал гаджет с выходом в интернет. Следовательно, нравственная, моральная сторона личности ребенка может быть замещена ценностями, почерпнутыми из интернета, которые не всегда духовно ориентированы. Остановить прогресс невозможно, но его необходимо использовать в интересах подрастающего поколения.

Работа по воспитанию детей и молодежи – своеобразная миссия современного «Орленка», закрепленная в Программе развития Центра до 2025 года. Мы делаем все, чтобы с ростом творческих способностей ребенка, его креативного потенциала, росла гражданская позиция, желание посвятить себя и свой талант развитию своей страны и общества, в котором ему предстоит жить и трудиться.

Дети «Орленка» – это, конечно, особый народ. Рядом с ними нет мам, пап, старших и младших братишек и сестренок, бабушек, сложившейся школьной компании, вообще ничего, что стало бы для них определенным жизненным стереотипом. Искать ответы на вопросы, принимать решения необходимо самостоятельно. Внешний вид, поведение, общение теперь исключительно в зоне ответственности самих ребят. «Орленок» для многих становится площадкой проверки себя и своих возможностей – тем жизненным «полигоном», где происходит закаливание личности. Именно поэтому сфера социального воспитания детей является одним из приоритетов и стратегической задачей современного «Орленка». 

Последние годы Центр позиционирует себя как экспериментальная площадка, ресурсный центр, научная лаборатория по апробации и внедрению в широкую практику новых образовательных и воспитательных технологий. Среди них социальные программы и проекты занимают особое место.

Мы считаем, что приоритет духовных потребностей над потребительством – процесс неизбежный. Социальное воспитание должно формировать духовные ориентиры и обучать осознанности, иначе чрезмерное потребление уничтожит человечество.

Жизненные ценности невозможно просто внедрить в детский коллектив. Они должны жить в самой образовательной среде, в семье, поддерживаться культурным сообществом. Успех в решении воспитательной проблемы часто определяет не отработанная технология, а качества педагога, масштаб его личности, его вера в ребенка.

Технологии педагогической поддержки, совместной творческой деятельности детей и взрослых, проектной деятельности, социального самоопределения,  проектирования, практико-ориентированные педагогические технологии развивающего обучения, модульная технология позволяют педагогам Центра реализовывать именно воспитательные основы социализации. 

Мы стараемся искать и использовать нетривиальные формы работы с детьми. Гражданственность и патриотизм – общечеловеческие ценности. В содружестве они составляют суть социального воспитания и образования. Наши проекты социально-педагогического, военно-патриотического профиля как раз ориентированы не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Включение подростков в проектную деятельность дает им возможность осваивать что-то новое, развивает умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. 

Прогнозируя деятельность Центра до 2025 года, мы четко поставили перед собой задачу сформировать такую культурно-историческую, культурно-образовательную среду, в которой ребенок будет ощущать себя гражданином великой страны с богатой историей, культурным наследием, многонациональным колоритом, стремящейся к мирному сосуществованию в многополярном мире. Самое серьезное внимание уделяется работе с символами России.

Мы умеем хорошо и результативно работать с детьми и молодежью. Центр давно является своеобразным социальным институтом воспитания и допрофессиональной ориентации, формирующим гражданина и патриота своей страны.