Александр ДЖЕУС

Директор Всероссийского детского центра «Орленок», кандидат психологических наук

Уже на протяжении 61 года Всероссийский детский центр «Орленок» ежегодно обогащает и расширяет свое образовательное пространство. Эффективность этой работы определяется успешными результатами обучения детей по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, включая приобретение новых компетенций, личностный рост. Сегодня центр реализует около 100 подобных программ. Каждая из них – продукт творчества педагогов центра и наших партнеров, который становится частью культуры современного общества.

Мы не можем оставаться в стороне от тех изменений, которые происходят вокруг. В современных условиях, когда благодаря интернету появились огромные возможности для получения новых знаний, традиционные средства и формы образования и воспитания ребенка не успевают угнаться за прогрессом и становятся малоэффективными. Даже классическая возрастная психология претерпевает изменения: для подростков вместо эмоциональной коммуникации со сверстниками на первый план выходит общение в социальных сетях посредством компьютера. Это означает, что под влиянием интернета у растущего человека могут сформироваться установки, которые не всегда способствуют его нравственному развитию. Остановить прогресс невозможно, но его необходимо использовать в образовательных и воспитательных целях. 

Об актуальности этой темы говорит тот факт, что за последние два года по инициативе Президента России Владимира Путина принят и утвержден целый комплекс нормативных документов по вопросам воспитания обучающихся. Также эти вопросы нашли отражение в национальных проектах и государственных программах страны. 

Воспитание детей и молодежи – это, по сути, миссия современного «Орленка», закрепленная в программе развития центра до 2025 года. Важно сделать все, чтобы наряду с раскрытием творческого потенциала ребенка у него формировалась активная гражданская позиция и он стремился применить свой талант на благо общества, в котором ему предстоит жить и трудиться.

Дети «Орленка» находятся в особых условиях, в которых нет ничего, что уже стало для них жизненным стереотипом. Рядом с ними нет мам, пап, старших и младших братишек и сестренок, бабушек, привычной школьной кампании. Все нужно делать самому: искать ответы на вопросы, принимать решения,  показывать себя, прилично выглядеть, правильно себя вести. 

«Орленок» многим дает возможность проверить себя и свои способности, становится своеобразным полигоном, на котором закаляется личность. Так, одно  из направлений нашей работы – разработка и реализация программ гражданского образования и патриотического воспитания. Благодаря этому создается образовательное и воспитывающее пространство, в котором ребенок осваивает основы истории своей страны, своего народа, своих корней. 

В последние годы центр позиционирует себя как экспериментальная площадка, ресурсный центр, научная лаборатория по апробации и внедрению новых образовательных и воспитательных технологий. Среди них особое место занимают программы и проекты социального воспитания детей. 

Мы считаем, что утверждение приоритета духовных потребностей над потребительской культурой – процесс неизбежный и социальное воспитание должно этому способствовать. При этом жизненные ценности невозможно просто внедрить среди детей. Они должны существовать в самой образовательной среде, в семье, поддерживаться культурным сообществом. Успех в решении воспитательной проблемы часто определяет не отработанная технология, а личностные качества педагога, его культурный кругозор и вера в детей. Суть воспитания как раз заключается в создании у каждого ребенка ощущения «реальности» ценностей, жизненных перспектив, целей, чтобы у него появилось желание им следовать,  поддерживать и отстаивать их.

Заложить воспитательные основы социализации педагогам центра позволяют инструменты педагогической поддержки, совместной творческой деятельности детей и взрослых, технологии проектной деятельности, социального самоопределения и проектирования, практико-ориентированные педагогические технологии развивающего обучения, модульная технология обучения. 

Мы стараемся находить и использовать нетривиальные формы работы с детьми. Гражданственность и патриотизм объединяет то, что они являются общечеловеческими ценностями и составляют суть социального воспитания и образования.  Именно поэтому ежегодно на базе «Орленка» реализуется проект «Служу Отечеству», который объединяет подростков из военно-патриотических клубов всех субъектов Российской Федерации. В рамках проекта мы также совместно с Российским движением школьников проводим форумы и тематические смены. 

Некоторые из наших проектов социально-педагогического, военно-патриотического профиля сегодня могут конкурировать с лучшими образцами отечественного образования, поскольку направлены именно на применение знаний и приобретение новых. Включение подростков в проектную деятельность дает им возможность развить лидерские качества, навыки и умения, помогающие адаптироваться к изменениям в социально-культурной среде. Наиболее успешно эта технология применяется при реализации проектов «Профессиональные старты», «Школа Росатома», «Твой след на планете», «Уроки техносферы ВДЦ «Орленок».

Культурно-образовательное пространство центра – это наши музеи, детские лагеря, библиотека, общеобразовательная школа, отдел детского творчества, архитектурный комплекс, природный ландшафт и дендропарк, корпоративная и  педагогическая, музыкальная и танцевальная культуры, педагогически целесообразные и социально значимые дела и акции, многообразие педагогических программ, возможность встретиться и пообщаться с выдающимися деятелями политики и культуры, спорта и искусства, театра и кино. Наши законы и традиции регулируют отношения между взрослыми и детьми, отводят главенствующую роль тем или иным способам самовыражения, определяют характер совместной деятельности детей и педагогов. 

Условия и принципы работы центра включают: 

– профессионализм и педагогическую культуру педагогов;
– высокотехнологичную инфраструктуру, обеспечивающую образовательно-оздоровительный процесс, кадровую политику, быт и питание детей;
– мониторинг в области современного детства для поиска современных опережающих педагогических технологий образования, воспитания и оздоровления детей, лонгитюдное отслеживание судьбы и успешности орлят, участников программ центра, чтобы определить факторы влияния на развитие и воспитание этих детей;
– государственно-общественную поддержку центра, в том числе государственное финансирование не только текущей деятельности, но и программ развития и модернизации инфраструктуры, подбора и направления детей в ВДЦ «Орленок», а также отбора и направления в центр молодых специалистов;
– межпрофессиональное взаимодействие с субъектами образовательно-оздоровительного процесса (партнерами центра по реализации программ, органами исполнительной власти субъектов РФ, родителями, детьми) в интересах развития ребенка, его дальнейшей поддержки;
– привлечение лучших специалистов в России для работы с детьми.

Планируя деятельность центра до 2025 года, мы поставили перед собой четкую задачу – сформировать такую культурно-историческую, культурно-образовательную среду, в которой ребенок будет ощущать себя гражданином великой страны с богатой историей, культурным наследием, многонациональным колоритом и стремлением к мирному сосуществованию в многополярном мире. Особое внимание уделяется работе с символами России, связанными с принадлежностью к многонациональному народу нашей страны.

Мы ориентируемся в своих прогнозах на то, что к 2035 году появятся новые отрасли в экономике, стандарты труда, профессии. Агентство стратегических инициатив прогнозирует, что среди них будут: 

-    высокоавтономные производственные системы;
-    сверхлокальные производства энергии и товаров;
-    массовый беспилотный транспорт;
-    умные человекоцентрированные среды;
-    тотальная связанность цифровыми сетями (цифровой мир как среда обитания, гибридная реальность и нейронет).

Исходя из этого, мы понимаем, что образовательная деятельность центра должна быть направлена на формирование у ребенка ценностей гражданственности и патриотизма, развитие его творческого потенциала, лидерских качеств. На это нас ориентируют и федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. В условиях реформирования российского общества особое значение приобретают вопросы, связанные с развитием личности. Эта проблема не только носит академический характер, но и напрямую связана с тем, каким путем пойдет Россия. Поэтому наиболее актуальным становится воспитание, обращенное к гражданским чувствам и нравственным ценностям, значимым для россиян как носителей определенных исторических традиций, которые осознают свое место в стране и современном мире и воспринимают идеи и механизмы гражданского общества и правового государства.

Сохранять статус инновационной площадки достаточно сложно в современных условиях мощного экономического кризиса, вызванного пандемией короновирусной инфекции. Поэтому поддерживать наш имидж и авторитет в обществе, государстве, профессиональном сообществе должны педагогическая культура и максимальное использование огромного потенциала центра. В «Орленке» созданы эталонные образцы новых информационных и инженерных технологий, промышленных, экономически продуктивных взаимоотношений, новые модели неформального дополнительного образования, воспитания и оздоровления, культуры быта и взаимодействия людей, основанной на ценностях уважения к другому человеку независимо от его религиозных, национальных и культурных особенностей. Эти новые образцы, модели, ценности включены в содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Участники этих программ, в свою очередь, распространяют их в среде своих сверстников, детских и молодежных сообществ, других образовательных организаций. 

Мы умеем хорошо и результативно работать по многим направлениям образования и воспитания. Центр пользуется заслуженным авторитетом в профессиональном сообществе как социальный институт профессиональной ориентации детей и молодежи, воспитания гражданина и патриота своей страны.