Российская сборная уже традиционно входит в группу лидеров любой из международных олимпиад школьников. Это известно всем. А вот о том, как долог процесс подготовки «олимпийца» и как много людей участвуют в этой огромной работе – семья, школа, тренеры – знают хуже. О том, как растят чемпионов мирового уровня, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказал председатель Центральной предметно-методической комиссии по биологии, руководитель тренерского штаба по подготовке сборной команды РФ к Международной олимпиаде по биологии, профессор кафедры биохимии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр РУБЦОВ.

Александр РУБЦОВ

Председатель Центральной предметно-методической комиссии по биологии, руководитель тренерского штаба по подготовке сборной команды Российской Федерации к международной олимпиаде по биологии

Российская сборная уже традиционно входит в группу лидеров любой из международных олимпиад школьников. Это известно всем. А вот о том, как долог процесс подготовки «олимпийца» и как много людей участвуют в этой огромной работе – семья, школа, тренеры – знают хуже. О том, как растят чемпионов мирового уровня, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказал председатель Центральной предметно-методической комиссии по биологии, руководитель тренерского штаба по подготовке сборной команды РФ к Международной олимпиаде по биологии, профессор кафедры биохимии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр РУБЦОВ.

Подготовка школьников к всероссийской и международной олимпиадам – дело небыстрое. Обычно этот процесс занимает не один год и начинается с 9-го класса, когда ребята впервые попадают на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников, достигают хороших результатов и получают дипломы победителей, которые дают им, как и одиннадцатиклассникам, право поступать без экзаменов в вуз. Эти девяти- и десятиклассники, хорошо прошедшие всероссийскую олимпиаду школьников, и есть будущие потенциальные «олимпийцы».

Общий круг приблизительно очерчен. А многие детали прояснятся на двухнедельных учебно-тренировочных сборах, которые Минпросвещения России организует дважды в год: осенью-зимой и в июне. На них приглашают 30–40 школьников, а когда сборы проходят в онлайн-режиме, то и все 80. 

Участвует в работе с перспективными ребятами и Образовательный центр «Сириус», куда на так называемые олимпиадные смены приезжают школьники, хорошо выступившие не только на «Всеросе» (ред. – всероссийской олимпиаде школьников), но и на других биологических олимпиадах. На такую смену приезжает примерно 200 человек, и в это время (около трех недель) с приехавшими школьниками занимаются специалисты в самых разных областях биологии: кто – биохимией, кто – зоологией позвоночных или беспозвоночных, кто – физиологией, кто – ботаникой и т. д. Таких смен бывает две-три в году, и мы внимательно смотрим, как ребята занимаются и какие новые знания и навыки практической работы они получают. Правда, бывают смены даже для семи- и восьмиклассников. Но их цель – не выявить кандидатов для участия в международных олимпиадах, а заинтересовать ребят биологией, что, впрочем, тоже дело важное и нужное. 

И вот по итогам участия ребят в олимпиадах в 9-м и 10-м классах, их рейтингов на сборах и результатов заключительного этапа «Всероса» в 11-м классе мы определяем десятку лучших и приглашаем их в «Сириус» на финальный отбор. Там мы с ними не только занимаемся, но и проверяем их возможности, включая выносливость, способность противостоять стрессу, и по итогам выбираем финальную четверку, которая перед международной олимпиадой приезжает на двухнедельные установочные сборы на биофак МГУ имени М.В. Ломоносова. (В силу причин, связанных с пандемией коронавируса, исключение составил лишь прошлый год, когда ребята не смогли собраться в Москве). Это финальная стадия подготовки нашей сборной, причем крайне важная. 

Главной сложностью для нас является то, что Международная олимпиада по биологии включает в себя не только теоретический тур, где наши школьники всегда хорошо выступают, но и практический. А вот там, к сожалению, высокие результаты бывают не всегда. Между тем практическая часть – это четыре кабинета с заданиями из разных областей биологии – от ботаники и зоологии до молекулярной биологии и биоинформатики, и баллы за практический тур дают половину от общей суммы баллов. Поэтому в финальной работе со сборной обычно участвует не только тренерский штаб из четырех человек, а 10–15 специалистов в разных областях биологии. И тут, зная, какие будут кабинеты практического тура (но, естественно, не зная конкретных олимпиадных заданий), мы максимально стараемся развить у ребят навыки работы руками: приготовление препаратов для микроскопии, постановку биохимических опытов, работу на компьютерах с использованием программ по биоинформатике и многое другое. 

Готовить такую четверку непросто, но чрезвычайно приятно: это умные, хорошие, целеустремленные ребята, и заниматься с ними – одно удовольствие. При этом они очень мотивированные, и их не надо заставлять заниматься  – наоборот, они сами из тебя душу вынут! Однако подчеркну: «натаскать» к всероссийской и тем более международной олимпиадам невозможно: слишком уж они непредсказуемы и не похожи одна на другую. Каждый год мы составляем новые вопросы, причем отнюдь не однотипные, а кабинеты практического тура окончательно формируются уже в процессе проведения олимпиады с учетом местных условий. 

Таким образом, «олимпийцы» – реально сильные ребята, уровень знаний которых соответствует, как мне кажется, уровню хороших студентов биофака МГУ. Неудивительно, что, когда они к нам поступают, мы стараемся собрать их в одну группу, подобрать лучших преподавателей и давать им нагрузку побольше.

Думается, что заслуга в столь высоких достижениях не менее чем наполовину принадлежит самим детям. На долю всех остальных – родителей, школы и нас, тренеров, – в лучшем случае приходится столько же. Но тут есть важный нюанс.

Конечно, чтобы обеспечить победу на международном уровне, ребят надо вооружить объемом знаний, намного превышающим школьный уровень, и эти знания даем им мы – тренеры и преподаватели высшей школы. И без нашей работы ожидать высоких результатов сложно. Но мы подключаемся лишь на сравнительно поздней стадии. Между тем, если ребенок попал на всероссийскую олимпиаду, значит, прежде всего он должен был интересоваться предметом, участвовать в школьных олимпиадах, обладать определенным уровнем знаний. И все это, равно как умение работать, думать, сопоставлять, не только много знать, но и уметь распоряжаться знаниями, брать их из разных областей науки и т. п., ему в свое время дали школьные учителя и самостоятельная работа. И без этих составляющих тоже ничего бы не получилось!