Анатолий БОРИЛОВ

директор Сибирского профессионального колледжа, г. Омск

Специфика системы среднего профессионального образования заключается в том, что более 60% объема программы отводится на прохождение учебных и производственных практик. Сибирский профессиональный колледж готовит специалистов для десяти отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, общественного питания, коммунального хозяйства и т.д. Нам было важно сохранить качество образования именно в части практического обучения. 

Для этого мы внесли изменения в учебный график. Преподаватели откорректировали задания – теперь студенты выполняют их дома, используя имеющиеся технические возможности, программное обеспечение. Продолжаем взаимодействовать с работодателями. Более тысячи студентов на базе предприятий проходят практику в дистанционном режиме.

Цифровые образовательные технологии применялись в колледже и ранее, в основном для организации самостоятельной внеаудиторной работы, выполнения курсовых работ (проектов), обучения заочников. Поэтому для нас переход на дистант не стал сильным стрессом. 

В связи с произошедшими изменениями появилась проблема выдачи часов индивидуального вождения на выпускных курсах. Это касается многих техникумов и колледжей. У нас есть предложения по решению этого вопроса. Чтобы все сделать правильно, ждем рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования Омской области. Уверен, что мы успешно справимся и с этой проблемой.

Также мы понимаем, что в нынешних условиях необходимо пересмотреть формат социально-психологической помощи студентам. В соцсети «ВКонтакте» создано сообщество «Социально-психологическая служба БПОУ ОО «СПК», которое каждый день наполняется контентом (статьи, видео, рекомендации, упражнения), скоро будет запущен челлендж #Яучусьсамостоятельно. В день более 400 просмотров, несмотря на то что группа совсем недавно начала свою работу.

На странице размещаются информация о том, как справиться с ситуацией стресса, телефоны доверия и доступ к анонимным чатам для общения с психологами. В работе над контентом принимают участие не только педагоги, но и студенты. 

Педагоги продолжают активную работу с потенциальной группой риска – студентами-сиротами (с ними на связи каждый день руководитель службы) и несовершеннолетними, находящимися под опекой, а также состоящими на учете студентами (это направление курирует социальный педагог).
    
Педагоги-организаторы вовлекают студентов в интересные для молодежи формы внеучебной занятости (челленджи, онлайн-конкурсы на лучшее прочитанное стихотворение, утренняя гимнастика). Крайне важно создать гармоничный микроклимат, чтобы дети лишний раз не переживали, а стойко и без стрессов настроились на обучение.

Непривычная ситуация еще больше сблизила коллектив: каждый готов поделиться информацией, дать совет, протянуть руку помощи, а вынужденная изоляция стала возможностью для совершенствования цифровых навыков педагогов.

Объем и содержание проверяемых знаний, умений, компетенций остались прежними, изменился лишь формат заданий, поэтому студенты отнеслись спокойно к переменам. Сейчас трудно сказать, как дистанционное обучение скажется на итоговых отметках и успеваемости. Покажет время. Мы понимаем, что многие практические навыки, профессиональные компетенции возможно осваивать только в учебных лабораториях, мастерских или на производстве, поэтому после завершения режима дистанционного обучения педагоги со студентами будут более интенсивно осваивать практическую часть, также возможны корректировки вариативной части учебных планов следующего учебного года с целью компенсации недополученных навыков.

Во многом качество знаний зависит от самих студентов. Очевидно, что ребята с высоким уровнем сформированности общих компетенций будут успешнее справляться с учебной нагрузкой.