Андрей БАЗИЛЕВСКИЙ

директор Всероссийского детского центра «Океан»

С 2019 года на базе Всероссийского центра «Океан» создается и внедряется Цифровая школа. Наш Центр – передовая площадка для реализации глобальных государственных задач, которые поставил перед нами Президент Российской Федерации в майском Указе 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Однако создание Цифровой школы обусловлено не только требованиями государственной политики России, но и нашими внутренними задачами. Мы являемся нетиповой образовательной организацией – работаем в условиях временного детского коллектива. Когда к нам на продолжительное время приезжают тысячи школьников из более 50 регионов России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, важно сохранить преемственность образовательных программ. 

Для Цифровой школы выбрана качественная информационно-образовательная платформа – «Мобильное электронное образование» (https://mob-edu.ru/) – с разнообразным образовательным контентом. Это позволяет не только сохранить преемственность образовательных программ, но и  перейти на индивидуальные образовательные траектории каждого ученика.

Какие возможности дает электронная платформа? С ее помощью одаренные ребята, высоко- или низкомотивированные школьники, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды могут учиться в своем темпе. Смысл  нового проекта в том, чтобы подростки – участники тематических образовательных программ смен в течение пребывания в Центре (21 день) погружались в электронный формат обучения и смогли выстроить индивидуальный образовательный маршрут. 

Цифровая школа ВДЦ «Океан» – это мощнейшая новация в России для образовательных организаций с временным контингентом обучающихся. Это требует серьезной психолого-педагогической, нормативно-правовой, финансово-экономической и технической проработки. 

В этой связи спроектированы основные этапы развития Цифровой школы: 

– подготовительный (IV квартал 2019 г.);
– пилотажный с использованием возможностей информационно-образовательной платформы «Мобильное Электронное Образование» (в течение 2020 года – I квартал 2021 года);
– реализационный (II–IV кварталы 2021 года);
– аналитический (I квартал 2022 года).

Сейчас Центр полностью реализовал первый этап: учителя, вожатые, технические работники прошли соответствующее обучение, модернизирована материально-техническая база, разработаны методические  основы Цифровой школы, план-график мероприятий.

В марте этого года началась апробация второго этапа. Цифровая школа была запущена во время первой смены «Творчество без границ» в дружине «Парус» с 29 февраля по 20 марта 2020 года. В проекте приняли участие 10 подростков, 10 учителей-предметников школы и 1 вожатый. Учебная деятельность в Цифровой школе была включена в общий распорядок дня и совпадала по времени с занятиями в традиционной школе. Образовательный процесс «цифрового» ученика выстраивался в соответствии с его индивидуальным учебным планом, индивидуальным выбором очередности и темпом прохождения учебных предметов.

Первые «цифровые» ученики отметили, что для них был любопытен не только опыт индивидуального и самостоятельного прохождения учебы, а то, что почти каждый попробовал себя в роли учителя для других «цифровых» учеников. Нам удалось переосмыслить традиционную классно-урочную систему, где учитель – главный в учебном процессе. Причем организаторы не просчитывали такой эффект коллективной синергии в Цифровой школе. Ученики в условиях самообразования сгенерировали процесс коллективного взаимодействия и обучения. За таким подходом – будущее образования! 

Вопрос подготовки «цифровых» вожатых тоже немаловажен. Проведен семинар-практикум «Цифровой «Океан» возможностей» для 53 вожатых дружины-флотилии «Парус». В ходе семинара-практикума участники сгенерировали идеи разового занятия с группой детей с привлечением ресурсов электронной платформы «Мобильное электронное образование»  в соответствии со своими предпочтениями. Предложения вожатых были представлены во время общероссийского вебинара в июне 2020 года. Основная задача вожатых в рамках Цифровой школы – помочь учащимся познакомится с платформой «Мобильное электронное образование», освоить систему тренажеров, научиться навыкам самоорганизации. В этом смысле крайне важно подготовить вожатых, обладающих высокой цифровой грамотностью. 

Запуск электронного обучения в системе образования ВДЦ «Океан» открывает не только новые перспективы, но и ставит новые задачи. Они касаются разработки нормативной базы Цифровой школы, алгоритмов взаимодействия ученика и учителя, осмысления роли «цифрового» учителя-предметника, роли тьютора в цифровой образовательной среде, а также проработки вопроса обеспечения информационной безопасности.