Антон КОНОВАЛОВ

директор Научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования, г. Екатеринбург, Свердловская область

В нашем мире постоянно появляются новые технологии, решения. Обогащая ими свою педагогическую практику, учителя и преподаватели развиваются профессионально.  

Например, во время работы над своей кандидатской диссертацией, посвященной музыкально-компьютерной деятельности студентов, я изучал игровые педагогические технологии, концепции, принципы и подходы, которые лежат в основе применения деловых игр в образовательном процессе. Благодаря изученной научной литературе, обобщению практики, основных принципов и педагогических условий их проведения мне удалось разработать несколько собственных сюжетных деловых игр для преподавания музыкальной информатики. Среди них – имитация реальной профессиональной музыкально-компьютерной деятельности по набору нотного текста в специализированной программе Sibelius, создание компьютерной аранжировки с помощью программы-секвенсора Sonar. Между студентами распределяются роли заказчика, руководителя фирмы, менеджера по работе с клиентами и исполнителей, и они не только оттачивают навыки выполнения практических заданий, но и учатся выстраивать профессиональные отношения, брать на себя ответственность. Таким образом у них формируются соответствующие компетенции. Отзывы моих обучающихся по итогам рефлексии говорят о том, что такого рода игровые технологии помогают осваивать необходимые навыки, а также мотивируют на дальнейшее изучение дисциплин профессионального цикла.  

Работая учителем в школе, я также уделял большое внимание различным педагогическим технологиям, старался черпать из науки, практики и применять в образовательном процессе новые интересные методы, приемы. Например, из выступления одного из директоров школ нашего города взял идею под названием GrapeCocktail, которая заключалась в том, чтобы просить учеников во время урока общаться друг с другом, делиться своими соображениями. На основе этого я придумал следующее: каждый ученик самостоятельно доказывает теорему, а потом они друг другу рассказывают, что у них получилось. Как говорили сами дети, а также их родители, работать в таком формате было действительно интересно. В свое время многое почерпнул и из книги заслуженного учителя РСФСР Анатолия Арсеньевича Окунева в плане использования интерактивных, игровых методов обучения. Например, когда мы проходили тему дробей, мои ученики изображали части целого в виде рисунков, а потом мы устраивали выставку этих работ. Самое главное в работе учителя – найти способы заинтересовать, мотивировать учеников, и определенная эрудированность, начитанность, осведомленность помогают создавать условия для этого. 

При этом важно не только читать специальную литературу, проходить курсы повышения квалификации, но и учиться продуманно, последовательно внедрять ту или иную технологию в образовательный процесс, адаптировать ее под свой предмет. Сегодня педагогика – это динамично развивающаяся наука. Для полета педагогической фантазии учителю нужны живые примеры того, как те или иные научные теории преобразуются в педагогический опыт. Однако далеко не каждый педагог, который сам придумывает какой-то новый прием, дидактическое средство, готов сразу же придать своему изобретению статус научности и написать статью об этом. Порой ему гораздо проще выступить с докладом на конференции, представить свои выводы коллегам в виде секционного доклада, провести тренинг или мастер-класс. Именно поэтому я стараюсь как можно чаще участвовать в таких мероприятиях. Например, в начале марта наш вуз провел международную научно-практическую конференцию, посвященную практическому применению современных информационных технологий в образовании и науке. В ней приняли участие коллеги из школ, колледжей, вузов. 

Сегодня есть огромное количество источников, из которых педагоги могут брать что-то полезное для себя. Однако существует проблема отбора качественной информации, а также мотивации к ее поиску, изучению и использованию в педагогической практике. Нужны проекты, в рамках которых педагоги могли бы получить советы, рекомендации, консультации по поводу того, как правильно искать новые технологии, методы, формы обучения, обмениваться собственным опытом с другими, использовать те или иные идеи в своей работе. Кроме того, чтобы инновационные, новаторские решения действительно внедрялись в образовательный процесс, необходима поддержка со стороны всего коллектива, руководства школ. Так, во время вынужденного перехода на дистанционное обучение у меня в силу специфики моего предмета возникла необходимость в принципиально новых формах взаимодействия с учениками. Появилась идея вести прямые эфиры в соцсети Instagram. Коллеги этот новый опыт восприняли положительно, и я даже записал и опубликовал в общем доступе обучающее видео для них о том, как это делать. 

Современный VUCA-мир развивается очень стремительно, потребности учеников постоянно меняются. У нынешних учащихся они уже не такие, как, скажем, были даже два-три года назад. И чтобы образовательный процесс был эффективным и отвечал этим потребностям, необходимо с опережением реагировать на происходящие изменения, постоянно совершенствоваться в профессиональном плане, делать свою работу не так, как это было вчера, а еще лучше. И, как мне кажется, стимул и вектор для такого развития – изучение достижений педагогической науки. Это помогает нам двигаться в правильном направлении.