Екатерина ВИКТОРОВА

руководитель проекта «Развитие психолого-педагогической компетентности родителя в системе регионального родительского клуба «Ответственное РОДИТЕЛЬСТВО»

Современная семья сталкивается с уникальными вызовами и проблемами, решение которых требует особых психолого-педагогических компетенций. Однако школы и детские сады не всегда имеют ресурс (кадровый, методический), чтобы оказать родителям необходимую поддержку, помочь им в развитии в этом направлении. Именно поэтому и возникла потребность в проекте «Ответственное родительство», который направлен на повышение психолого-педагогической компетентности современных родителей, распространение опыта успешного родительства, развитие института семьи. «Ответственное родительство» входит в портфель проектов региональной Стратегии развития отрасли образования Белгородской области «Доброжелательная школа». 

Одно из ключевых направлений в рамках проекта – разработка и реализация модели регионального родительского клуба «Ответственное РОДИТЕЛЬСТВО», в которой родителям отводится роль партнеров в сфере образования. Это инновационная форма развития психолого-педагогических компетенций, которая позволит уже к концу 2021 года обеспечить необходимым психолого-педагогическим сопровождением всех родителей воспитанников и учащихся образовательных организаций Белгородской области. 

Региональное объединение родителей в системе родительского клуба «Ответственное РОДИТЕЛЬСТВО» – это заинтересованные, инициативные люди с активной жизненной позицией, которые будут определять наиболее актуальные и волнующие темы для обсуждения в родительском сообществе. Региональный родительский клуб станет площадкой для обмена информацией, опытом, консолидации мнений, развития культуры семьи и родительства, получения необходимых знаний, а также защиты прав семьи, в частности, через сотрудничество с Уполномоченным по правам ребенка Белгородской области. 

Промежуточными результатами работы команды проекта, муниципальных координаторов стало открытие 22 муниципальных площадок регионального родительского клуба «Ответственное РОДИТЕЛЬСТВО», работа которых направлена на организацию социального партнерства семьи и образовательной организации, расширение педагогических возможностей родительского сообщества, включение родителей в образовательный процесс.  

Команда специалистов психолого-педагогической службы муниципалитетов, Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения, а также наши партнеры (представители организаций культуры, здравоохранения, социальной защиты) реализуют просветительские и профилактические программы клуба, такие как «Эффективность детско-родительских отношений как условие семейного благополучия», «Кризисы семьи: пути преодоления», «Одиночество в семье? Пути предупреждения», «Интернет-безопасность детей и подростков», «Азбука современного родителя». 

План работы клуба также включает проведение семинаров-практикумов для педагогов, совместных заседаний и мастер-классов для педагогических работников и родителей, которые помогают наладить между ними диалог и плодотворное сотрудничество. 

Другое важное направление – командное сопровождение, которое позволит эффективно информировать и консультировать родителей, в том числе через организацию лекций – «родительский лекторий». На официальном сайте Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения в разделе «Ответственное родительство» размещены «Полезные заметки замечательным родителям» – видеоконсультации специалистов по актуальным вопросам семьи и детства. 

У нас впереди много планов. Это в том числе проведение региональной акции «Родители Белгородчины читают детям сказки», Регионального родительского форума, который еще больше сплотит родительское сообщество, запуск различных региональных и муниципальных мероприятий, в частности, по распространению эффективных практик детско-родительского и семейного взаимодействия в регионе. 

Мероприятия нашего проекта полностью соответствуют главным принципам Стратегии развития отрасли образования Белгородской области «Доброжелательная школа», предполагающим активное участие родителей в жизни школы, учет интересов и потребностей детей и родителей. Благодаря тесному взаимодействию самых разных специалистов – педагогов, психологов, врачей, социальных работников, юристов – с родительским сообществом создаются условия для того, чтобы ни один ребенок в регионе не остался без должного внимания и необходимой поддержки.