Елена СЛЕСАРЕНКО

Руководитель Детского центра Музея Победы

Школьные музеи – это неисчерпаемый ресурс для образовательной, просветительской, воспитательной работы с молодым поколением. Все более актуальным становится вопрос о том, какие современные технологии и инструменты помогут нам сохранить историческую память. Благодаря использованию активных методов обучения, музейных предметов и среды, образного языка экспозиции можно расширить знания школьников по истории, значительно дополнить школьное образование. 

Сегодня  школьные музеи активно трансформируются в соответствии с требованиями времени и превращаются в настоящие культурные центры – современные интерактивные метапредметные образовательные площадки, работа которых напрямую влияет на духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое развитие молодежи. Особое преимущество школьного музея – возможность рассказать близкие и понятные истории малой родины, семьи, проложить мостик между ними и историческими событиями в масштабах всей страны, объединить разные эпохи и поколения. 

Яркий пример – долгосрочная программа развития деятельности школьных музеев «Школьный Музей Победы». Эта программа нацелена на совершенствование подходов к патриотическому воспитанию, поиск новых эффективных форм работы с учащимися, в том числе в сфере дополнительного образования. Главная особенность программы – создание особой социокультурной инфраструктуры при совместных усилиях федеральных министерств и ведомств, учреждений высшего и среднего образования, общественных организаций и родительских ассоциаций. 

В рамках программы Музей Победы оказывает школьным музеям тематическую, программную, ресурсную поддержку, помогая развивать экспозиции, исследовательскую, просветительскую и культурно-историческую работу с детьми и педагогами, дает им возможность участвовать в мероприятиях всероссийского и международного уровней, найти единомышленников для передачи знаний новому поколению.

Так, Музей Победы стал первой в России площадкой, объединяющей экспозиции лучших школьных музеев. Это позволяет каждой школе представить свой опыт создания экспозиций, провести патриотические мероприятия всероссийского уровня, найти новых партнеров, популяризовать современные технологии работы со школьниками по сохранению исторической памяти. 

На площадке Музея Победы школьники могут воочию увидеть реликвии, погрузиться в атмосферу исторического события, стать активными участниками культурного процесса. Таким образом создается особая междисциплинарная среда. 

Педагоги, участвующие в программе, активно проводят мастер-классы по организации эффективной проектной деятельности в школьных музеях, семинары по совершенствованию их работы, индивидуальные и групповые консультации, посвященные актуальным проблемам реализации программы. Доступ к этим материалам есть на едином информационно-просветительском портале schoolvictorymuseum.ru, созданном для обмена опытом между школьными музеями по всей стране. 

Стать партнером Музея Победы может любая образовательная организация. Сеть школьных музеев включает в себя уже более 1000 участников из 85 субъектов Российской Федерации.

Ежегодно формируется единый календарь возможностей для школьных музеев, который успешно реализуется партнерами Музея Победы в рамках программ воспитательной работы образовательных организаций.

С 2021 года во Всероссийском детском центре «Орленок» также проходит одноименная тематическая смена «Школьный Музей Победы», направленная на сохранение исторической памяти подрастающего поколения. Участников историко-патриотических смен ждет насыщенная программа: они могут представить свой школьный музей, углубить знания в области истории Великой Отечественной войны, присоединиться к образовательным акциям и проектам, стать ведущими Всероссийского проекта «Урок Мужества.  Истории, которых нет в книгах», проекта «История одного экспоната», а также побывать на уникальной виртуальной экскурсии «Подвиг Народа», пообщаться с экспертами по музейной педагогике, руководителями федеральных музеев, партнерами Музея Победы. 

В 2020 году впервые состоялись Всероссийская стратегическая сессия, а также Всероссийский конкурс проектов педагогов по сохранению культурной и исторической памяти, участниками которых стали педагоги из более половины субъектов Российской Федерации. 

Реализация программы «Школьный Музей Победы» позволила сделать более доступными современные технологии работы со школьными музеями, информацию об их деятельности, в том числе в сельской местности и в самых отдаленных уголках нашей страны. Школьные музеи сотрудничают в новом формате – повышается их статус, активно распространяются лучшие практики в области музейной педагогики, открываются новые школьные музейные пространства, развиваются существующие.

Очевидно, что далеко не везде есть возможность создать яркую музейную экспозицию из-за разного уровня технической оснащенности школ, степени доступности архивных материалов и информационных ресурсов. 
Именно поэтому на государственном уровне необходима выработка конкретных мер по повышению эффективности воспитательной работы, развитию ее новых форм, ориентированных на использование ресурса школьного музея и методологии проектной деятельности. 

Реализация данных мер позволит школьным музеям стать еще более мощным инструментом духовно-нравственного развития детей и молодежи, гражданско-патриотического воспитания обучающихся.