Евгения СЕРЕБРЯКОВА

Министр образования Новгородской области

Программа «Земский учитель» для Новгородской области, как, наверное, и для других регионов нашей страны, стала катализатором больших перемен. В сознании большинства до сих пор закреплен образ учителя как очень консервативного человека, который не стремится покидать зону комфорта и тяготеет к стабильности. Это не совсем так. Программа показала, что тысячи российских учителей готовы к глобальным изменениям. Согласитесь, что только очень сильные и бесстрашные люди могут сорваться и уехать за сотни километров от дома. И мы видим, что денежное вознаграждение по программе – далеко не единственная их мотивация. Огромное значение для участников программы имеет сама идея служения выбранной профессии. 

В прошлом году по программе «Земский учитель» к нам приехали 13 учителей, в этом году планируем принять 12 человек. Все наши «новобранцы» стали родными. Например, в средней школе поселка Батецкий работает учитель из Краснодарского края. Он преподает информатику. Мы рады, что педагог не ограничился уроками в школе, но еще и обучает детей по дополнительным программам в Центре цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Более того, он занимается различными проектами, готовится к запуску кружка по робототехнике, постоянно участвует в профессиональных конкурсах. Его супруга устроилась воспитателем в детский садик – у них маленький ребенок. Для нас это показатель, что семья переехала не просто для получения капитала, а готова остаться в области надолго. Еще один активный педагог приехал к нам из Чеченской Республики и начал работать в одном из самых отдаленных районов Новгородской области – в Холмском районе. Он стал настоящей звездой, потому что полон идей, прекрасно влился в коллектив, сблизился с детьми и родителями. Отмечу, что всех наших земских учителей объединило одно – желание работать в глубинке. Мы убедились, что люди из мегаполисов стремятся перебраться именно в деревню – в тихое, спокойное место, где красивая природа и где сохранилась атмосфера доброжелательности и открытости. Мы сделали такой вывод, потому что в районах, которые нам казались наименее перспективными из-за отдаленности от Великого Новгорода, был самый большой конкурс. 

«Земский учитель» позволяет не просто обеспечить педагогическими кадрами наши школы, что, безусловно, очень важно. В этой программе также заложено еще несколько ключевых смыслов. Во-первых, человек, который приезжает издалека и резко меняет свою жизнь, создает вокруг себя позитивную атмосферу и заряжает своей энергетикой окружающих его людей. Благодаря влиянию нового человека местные педагоги могут по-другому взглянуть на привычный уклад, вдохновиться, пересмотреть сложившиеся практики. Таким образом новый учитель, сам того не подозревая, способствует профессиональному совершенствованию, саморазвитию своих коллег. 

Во-вторых, когда идет ротация кадров, местные педагоги начинают интересоваться новыми задачами и возможностями. Не секрет, что у каждого региона есть своя специфика, в том числе в преподавании. Где-то делают акцент на новых технологиях, где-то на проектной деятельности. Когда новый педагог делится своими наработками, происходит приток новых знаний и идей. Это, несомненно, развивает систему образования. Поэтому программа нацелена именно на то, чтобы педагоги переезжали в другие регионы, работали там. Очевидно, что будут сложности, например, на севере, откуда люди очень часто уезжают, как только появляется возможность. 

На региональном уровне мы, конечно, поддерживаем молодых учителей. Например, у нас для всех выпускников заработная плата, как у учителей высшей категории. Мы специально это делаем, чтобы у них был стимул работать. Плюс к этому, если учитель трудится на селе, ему частично компенсируют плату за коммунальные услуги, есть дополнительные выплаты и надбавки (порядка 30%) за работу в сельской местности. По большому счету для молодежи даже выгоднее переезжать на село и преподавать тут, чем оставаться в городе. 

Меня часто спрашивают, готовы ли мы к тому, что земские учителя после пятилетней работы уедут обратно? Считаю, что у любого человека должна быть свобода выбора. За пять лет, пока учитель работает в школе, он передает знания, делится опытом, заряжает позитивом окружающих. Задача школы и представителей муниципалитетов – впитать это все и максимально поддерживать педагогов, их начинания и идеи. Если учитель чувствует отдачу от своей работы, он продолжит и дальше ею заниматься. Мы со своей стороны гарантируем принять всех новых учителей в большую педагогическую команду Новгородской области. Уверена, что в наших селах и малых городах люди очень отзывчивые, земским учителям будет у нас комфортно и работать, и жить!