Галина ГРИШИНА

директор Московского областного центра дошкольного образования «Содружество»

Московская область стояла у истоков проведения Всероссийского конкурса «Воспитатель года». Наши педагоги участвуют в нем с 2010 года, то есть с самого первого испытания, которое прошло именно на территории Подмосковья. Так что история Всероссийского конкурса лучших работников дошкольного образования неразрывно связана с нашим регионом. Нам есть чем гордиться. В Московской области более 36 тысяч педагогов дошкольного образования. Конкурс открывает настоящих звезд педагогической отрасли. У нас пять лауреатов и один абсолютный победитель  конкурса – учитель-логопед из Химок Анастасия Шлемко. Радует, что после конкурса начинается карьерный взлет у многих. Например, Юлия Полянских в 2010 году стала лауреатом, сейчас она руководит детским садом, стала соучредителем Ассоциации педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области. 

За десять лет конкурс значительно изменился. Увеличилось и количество регионов-участников. Это, безусловно, достижение. Мы наблюдаем, как развивается дошкольное образование России и как происходит профессиональный рост воспитателей всей страны. Отрадно, что укрепляются связи между педагогами из разных регионов. Мы общаемся с победителями и лауреатами из Санкт-Петербурга, Рязани, Орла и других городов. Такое взаимодействие очень важно для педагогов, поскольку расширяются границы профессионального общения.

Лаборатория дошкольника и многое другое

Модель проведения конкурса «Воспитатель года» Московской области уникальна и нацелена на развитие его участников. В региональном этапе участвуют  победители муниципального этапа. В Подмосковье более 60 муниципальных образований, а значит, ежегодно областной конкурс собирает почти 60 участников. Их возраст от 20 до 50+, стаж работы – от 3 до 35 лет. Это воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учителя-логопеды, социальные педагоги, дефектологи.

Методическое сопровождение регионального конкурса осуществляет Центр дошкольного образования «Содружество». Он был создан Министерством образования Московской области в структуре одного из крупнейших вузов Подмосковья – Государственного  гуманитарного технологического университета, который уже 80 лет выпускает педагогов. Открытие такого центра – большой плюс в подготовке специалистов. Получается, что конкурс обрел свой дом. ГГТУ – вуз с современным студенческим кампусом, конкурсанты здесь живут во время испытаний, готовятся к ним, неформально общаются и в какой-то мере окунаются в мир студенческой жизни. 

Для проведения конкурсных испытаний университет предоставляет хорошо оснащенные аудитории. У нас есть IT-парк педагога, Лаборатория дошкольника, Лаборатории центра непрерывного повышения педагогического мастерства «Учитель будущего». Здесь конкурсанты могут продемонстрировать свое умение пользоваться современным образовательным оборудованием, таким как умный пол, интерактивные кубы, мультимедиа, и моделировать разные способы  детской активности.

К организации и проведению конкурса в качестве волонтеров привлекаются студенты педагогического факультета, будущие воспитатели и учителя начальных классов. Они не только наблюдают за ходом конкурсных испытаний, но и принимают участие в мастер-классах. Это интересно и зажигательно. 

Мы всегда ориентируемся на федеральный порядок проведения Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года», но стараемся не утратить свою региональную особенность.

Подмосковное ноу-хау

Особенность нашего конкурса в том, что работа с конкурсантами начинается задолго до того, как они прибудут на него. Областной центр дошкольного образования «Содружество» разработал модель сопровождения участников профессионального конкурса «Воспитатель года Подмосковья», она включает все этапы подготовки и постконкурсное движение.

Все победители муниципальных конкурсов съезжаются на ежегодный Слет педагогов. Для них организовываются интерактивные семинары, образовательные квесты, психологические тренинги и мастер-классы. Суть в том, что новичкам конкурсного движения передают свой опыт финалисты и лауреаты конкурса прошлых лет, это настоящая эстафета профессионального мастерства. 

Активную работу в поддержке профессионального развития педагогов осуществляют профессиональные сообщества, среди них – клуб «Воспитатель Подмосковья» и Ассоциация педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области. 

Членом клуба «Воспитатель Подмосковья» становятся все участники регионального конкурса. Организация уже объединила более 500 талантливых педагогов из разных муниципальных образований Московской области. В основе его деятельности – традиция постконкурсного движения. В рамках проекта проходит Фестиваль мастеров, где педагоги проводят мастер-классы, педагогические мероприятия, организуют работу дискуссионных площадок, творческих лабораторий. Каждое мероприятие – точка роста для педагогов, способ расширения пространства самореализации. 

Ассоциация педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области ежегодно проводит Фестиваль педагогических идей, который представлен конкурсами педагогического мастерства, среди них – «В гостях у сказки» (театрализованные постановки), «Лучшие голоса Подмосковья», конкурс танцевального творчества и другие. Фестиваль проводится под девизом «Единство всех и уникальность каждого». Особое внимание уделяется привлечению молодых талантливых педагогов для работы в сфере дошкольного образования. Поэтому один из этапов   Фестиваля педагогических идей – региональный конкурс «Открытие» для молодых педагогов и их наставников.  Среди наставников – лауреаты и победители регионального и всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года». Таким образом, в Подмосковье удалось возродить  институт наставничества. Мы гордимся тем, что проекты молодых педагогов были представлены на Московском международном салоне образования в 2019 году. 

Площадка для роста 

Благодаря участию в конкурсе  коллеги могут перенять опыт и спрогнозировать свое дальнейшее развитие. С моей точки зрения, девиз конкурса должен звучать так: «Включиться в ситуацию успеха, ощутить ситуацию успеха и остаться в ней». Отмечу, что конкурсы важны не только в профессиональном плане, но и в эмоциональном. Многие педагоги уверены, что конкурс позволяет избежать синдрома эмоционального выгорания. 

Какими качествами должны обладать  участники? Здесь уместно ответить вопросом на вопрос. А какого воспитателя ждет современный дошкольник? Педагог должен быть активным, компетентным, уметь поддержать детскую инициативу, личностно взаимодействовать с ребенком. Мы ждем специалиста, который обладает коммуникативной культурой, может легко вести диалог и умеет управлять своими эмоциями. Жюри оценивает эрудицию, нестандартность мышления и педагогическую импровизацию конкурсанта. Убеждена, что только инициативные, счастливые, креативные и позитивные педагоги должны заниматься воспитанием детей.