Гузель ШАГИЕВА

директор Ишимбайского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, г. Ишимбай, Республика Башкортостан

Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение (СУВУ) закрытого типа – многоуровневый образовательный комплекс для детей, требующих специального педагогического подхода. К нам поступают девушки, преступившие закон. Ежегодно реабилитацию проходят 65–70 воспитанниц в возрасте от 11 до 18 лет из разных регионов страны. Кроме общеобразовательной программы, они могут пройти обучение по таким профессиям, как швея, штукатур, маляр, рабочий зеленого хозяйства, парикмахер, официант, горничная. 

Специфика учреждения заключается еще и в том, что большое внимание уделяется дополнительному образованию. И именно оно во многом способствует коррекции так называемого девиантного поведения подростков. Хорошим подспорьем для нас стал проект «Модели и технологии коррекции девиантного поведения подростков с использованием художественного образования и культурологии». Мы часто обращаемся к Реестру практик профилактики и коррекции девиантного поведения подростков, реализуемых с применением методов художественного образовании и культурологии, который размещен на сайте Института художественного образования и культурологии РАО. 

В нашем СУВУ 12 творческих объединений. Каждый может найти занятие по душе – от рукоделия до театрального искусства. Все педагоги и ученики живут под девизом «Мы вместе». Такое отношение и всесторонняя поддержка взрослых, разумеется, дают плоды. Мы наблюдаем, как трудные подростки преображаются, пересматривают свою жизнь и начинают строить будущее без оглядки на противоречивое прошлое. 

Как мы занимаем наших детей? Во многом, выстраивая жизнь нашего учреждения, мы ориентируемся на лучший опыт и рекомендации ученых. Одна из самых эффективных практик, применяемых педагогами, – «Социальное проектирование». Ее задача – развитие положительных качеств личности через участие в социально значимых проектах. Один из них – «Раскрась училище яркими красками». Воспитанницы и педагоги подбирали краски, делали эскизы и самостоятельно украшали интерьер. Другой проект под названием «Летние акценты» был направлен на благоустройство прилегающей территории училища. Обучающиеся по программе «Штукатурное дело» совместно с мастером спроектировали беседку, летнюю сцену, создали эскизы, составили смету расходов и обсудили свой проект с администрацией учреждения. Инициативу детей, конечно, поддержали. В рамках еще одного социального проекта «СУВУ-лайф» мы приглашаем журналистов местных изданий. Они рассказывают о тонкостях профессии. Участницы кружка посещают телевизионную студию Башкирского спутникового телевидения, пробуют себя в роли телеведущих. Кроме этого, девушки готовят к выпуску ежемесячный номер газеты «Мы вместе» и новостную телевизионную программу. 

Любое творчество помогает разрушить негативные установки. Но самовыражение – лишь начало большого пути. Главная наша задача – помочь профессионально реализоваться. И делаем мы это через творческие предпочтения и хобби учениц. Наш педагогический коллектив создал единую систему профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки. Отличительная черта этого подхода в том, что мы делаем ставку на интересы и способности каждого несовершеннолетнего. Например, у нас есть проект «Старт в профессию». Он, кстати, в 2019 году стал победителем конкурса Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ходе реализации проекта открыты новые творческие объединения «Стоп-кадр» и «Фотофакт», где девушки получают и отрабатывают профессиональные навыки видеомонтажера и фотографа. Увлечение обучающихся компьютерными технологиями может в будущем перерасти в профессию. 

Кроме того, за счет средств гранта удалось открыть новые мастерские. Например, мастерская для рабочих зеленого хозяйства оснащена современным лабораторным комплексом, позволяющим выполнять практические, лабораторные, проектные и исследовательские работы по агротехнике декоративных и цветочных культур. На территории учреждения обустроена просторная оранжерея для практических занятий, выращивания декоративных, экзотических культур, создания уютного уголка релаксации. Современная материально-техническая база позволяет подросткам получить навыки ландшафтного дизайнера. 

Большой популярностью пользуется созданный два года назад театр моды «Этностиль». Наши воспитанницы во время занятий учатся шить, моделировать одежду, развивают чувство вкуса, вовлекаются в театральный мир через создание костюмов. Процесс обучения тесно переплетается с историей национальной культуры, возрождением народных художественных традиций, разнообразными видами декоративно-прикладного творчества, что создает реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализации и личностного роста. 

Свои таланты и результаты творческой деятельности наши воспитанницы постоянно демонстрируют на различных конкурсах и занимают на них призовые места. 

Еще один способ социализации и коррекции девиантного поведения – волонтерское движение. Мы постоянно организуем всевозможные благотворительные акции. Это позволяет ученицам оказывать моральную и материальную поддержку людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, развивает навыки социально продуктивной деятельности, эмпатию. 

Все направления дополнительного образования востребованы, но, как правило, обучающиеся предпочитают танцевальный, театральный, вокальный кружки и изобразительное искусство. Танцы – прекрасная возможность раскрытия потенциала воспитанниц. Благодаря этим занятиям у них развивается чувство ритма, музыкальная и двигательная память, формируется умение воспринимать и понимать прекрасное. У неуверенных в себе подростков повышается самооценка, пропадает страх общения. Радует, что свои успехи девушки могут продемонстрировать вне стен учебного заведения. Танцевальный коллектив учреждения «Вдохновение» добивается высоких результатов. Об этом говорят призовые места на всероссийских и международных конкурсах по хореографии. 

Мы гордимся тем, что находим талант в каждой ученице, раскрываем их потенциал, даем шанс на лучшую жизнь. И это получается! Наши выпускницы продолжают заниматься творчеством. Например, одна из них поступила в медицинский колледж, активно занимается волонтерской деятельностью и совмещает это с танцевальной карьерой. Она основала собственный хореографический коллектив. Другая воспитанница, занимавшаяся вокалом в учреждении, продолжила обучение в колледже искусств и в 2019 году стала обладательницей Гран-при престижного Международного вокального конкурса Super Voices, который прошел в Сан-Марино. И таких примеров очень много!