Инна АНТОНЮК

заведующая детским садом № 43 «Лучик» городского округа Подольск, Московская область

Подольский детский сад № 43 «Лучик» – экспериментальная площадка, на базе которой с 2019 года Институтом возрастной физиологии Российской академии образования проводится исследование «Функциональное развитие (когнитивное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье) детей дошкольного возраста (3–7 лет)». Всего в исследовании принимают участие пять регионов Российской Федерации. Это подразумевает комплексную диагностику речевого, познавательного, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и физического развития детей дошкольного возраста. Очень важно, что такая диагностика позволяет уже на ранних этапах выявить существующие пробелы в развитии ребенка, разработать и скорректировать индивидуальный маршрут дальнейшей работы с ним – и все это в тесном взаимодействии с его родителями. В 2020 году в исследовании участвовали дети 5–6 лет.

В рамках исследования мы проводим анкетирование администрации детского сада, медицинского персонала, родителей воспитанников и диагностирование детей. Результаты диагностики вносятся в карты, которые ведутся на каждого ребенка. Отталкиваясь от этих карт, мы выстраиваем индивидуальную работу с каждым воспитанником, даем рекомендации как родителям, так и педагогам, например по поводу того, какие специалисты (это может быть логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре) требуются, чтобы помочь устранить или восполнить те или иные пробелы в развитии. 

Родители воспитанников активно участвуют в этом процессе. Они отвечают на вопросы, касающиеся того, как дети проводят время в течение недели: соблюдается ли их режим дня в выходные, ведут ли они достаточно подвижный образ жизни (например, играют в подвижные игры, занимаются спортом, ходят на экскурсии, в походы), с какого возраста и как часто дети используют различные гаджеты. Результаты анкетирования также позволяют нам выявить существующие недочеты и помочь родителям в воспитании гармонично развитой личности. В своей работе мы придерживаемся принципа открытости, и нам важно, чтобы родители могли своими глазами увидеть, как развивается ребенок, поэтому в детском саду проходят дни открытых дверей, родители могут обменяться мнениями в рамках мастер-классов, круглых столов, педагогических гостиных.

В 2020 году пандемия коронавирусной инфекции внесла определенные коррективы в нашу работу. Так как детям пришлось вести менее подвижный образ жизни, они меньше посещали кружки и секции, мы пересмотрели режим дня, внесли изменения в расписание, начали проводить больше занятий с воспитанниками на открытом воздухе, разработали различные игры, в которые легко можно было бы играть дома. Мы в том числе записываем и размещаем на сайте небольшие видеоролики развивающих занятий для детей, которые могут использовать родители. Например, предложили игры с подручными материалами, такими как прищепки и крупа, которые развивают мелкую моторику. Мы также создали видеоролики на темы «Делаем зарядку всей семьей», «Профилактика плоскостопия», «Учимся говорить правильно», «Развиваемся с мамой» и т. д.

Результаты исследования функционального – когнитивного, эмоционального, физического – развития детей помогут внести важные изменения в систему дошкольного образования: возможно, пересмотреть целевые ориентиры, нормативы, разработать полезные методические рекомендации для педагогов и родителей. Это особенно важно сегодня, когда все меняется так быстро и нужно постоянно следить за новыми идеями и тенденциями в образовательной сфере. Сейчас наш детский сад работает по инновационной программе «От рождения до школы». Она позволила нам внести коррективы в режим дня, благодаря которым у детей появляется больше времени на свободные игры, самостоятельные и дополнительные занятия, проектную и событийную деятельность. Педагоги осваивают новые технологии, такие как «пространство детской реализации», «образовательное событие», «утренний и вечерний круг», «развивающий диалог», «позитивная социализация», «ровесничество» (технология создания детского сообщества). Мы переходим на новый формат взаимодействия между детьми и взрослыми, основанного на умении слышать ребенка и нацеленного на развитие детской инициативы. Это становится возможным благодаря проектной деятельности, способствующей вовлечению родителей в образовательный процесс. 

Уже в этом году в рамках исследования мы начнем работать с детьми 4–5 лет. Наши специалисты прорабатывают все необходимые для этого материалы. В исследовании примут участие 20 детей, их родители и педагоги детского сада. Наш коллектив настроен на продуктивную деятельность. Очень хорошо, что исследование пришлось на конец учебного года, что позволит нам спланировать работу на новый 2021/22 учебный год.