Ирина ПАТРОНОВА

директор Института развития образования Орловской области, кандидат педагогических наук

Орловская область в сложившейся ситуации с дистанционным обучением сработала на опережение. В нашем регионе активно и широко применяются цифровые технологии в образовании. Большая часть дополнительных профессиональных программ орловского Института развития образования (у нас их более 100) переведена в виртуальный формат. С прошлого года педагоги работают на платформе Moodle. Она позволяет проводить курсовую подготовку, консультации, вебинары для обучения учителей работе на разных образовательных ресурсах. Минпросвещения России рекомендовало массу полезных площадок для онлайн-уроков, но учителя в этом изобилии могут потеряться. Мы просто и доступно на нашем региональном уровне рассказываем, как лучше организовать учебный процесс. 

Конечно, в Институте сохраняется очное обучение, очно-заочное, но многие коллеги со мной согласятся, что отрывать учителя от школы в современном мире крайне непродуктивно. Особенно это касается сельских учителей-многопредметников.  Педагогу  удобнее проходить обучение без отрыва от работы. Мы старались плавно переходить на дистанционный формат, и данный период не исключение. Наша задача – постепенно осваивать онлайн-обучение в масштабах региона и страны. Самые популярные сервисы в нашем регионе – «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», «Учи.ру».  Из-за  быстрого и массового перехода на дистанционное обучение мы предполагаем, что могут возникнуть технические проблемы, поэтому рекомендуем разные сервисы. 

Хорошо отработан алгоритм для работы в популярных соцсетях, например «ВКонтакте». Мы обучаем учителей, как создать группу, как выкладывать контент, просматривать совместно фильмы, что-то изучать. 

Главная рекомендация учителям и родителям сейчас –  воспринимать это время не как трудность, а как дополнительный ресурс к развитию детей, себя и системы образования в целом. Перед нами открываются новые возможности. Сейчас стали доступными уникальные площадки: музеи, театры, культурные центры. Например, театр «Современник» выложил в открытый доступ свои постановки. Этот контент сейчас пользуется невероятным спросом среди орловских школьников. Они активно обсуждают в соцсетях произведения, на основе которых эти спектакли поставлены. 

Отдельно хочу отметить работу Школы дистанционных образовательных технологий. На базе Института она появилась в 2012 году. Одновременно в ней могут обучаться 450 детей. Изначально школа создавалась для детей с высокой мотивацией к учебе. После обычных занятий они углубленно изучают отдельные предметы. Среди педагогов Школы – учителя высшей квалификационной категории, преподаватели вузов. После того как начали использовать платформу Mirapolis, мы можем подключать неограниченное количество пользователей. Именно опыт Школы дистанционных образовательных технологий в нашем регионе будет успешно транслироваться во время массового перехода на дистанционный формат.

Все школьники Орловской области с 23 марта по 6 апреля – на плановых каникулах. С 6 апреля по 12 апреля они переходят на дистанционное обучение в разных форматах. 

Однако проблемы и риски остаются. Активный переход на дистанционное обучение чреват тем, что учителя порой максимально загружают детей. Выходит, что школьники проводят за компьютером от 5 до 6 часов в день. Это недопустимо. Министерство просвещения дает четкие установки: урок должен быть сокращен до 30 минут. Но все равно это много. Призываю учителей формировать урок максимально без вреда для здоровья. Давать задания, чтобы ребенок мог воспользоваться не только компьютером, но и книгой. Важно творчески подойти к процессу. Возможно, дети  подключат фантазию, объединятся, придумают новые форматы взаимодействия. Дистанционное обучение ни в коем случае нельзя воспринимать как работу ребенка наедине с компьютером. Я вижу большой риск в перегрузке детей цифровыми технологиями. Хочется предостеречь от этого детей, родителей, педагогов и управленцев. 

Всем хочу пожелать здоровья. Убеждена, что надо провести это время с максимальной пользой и удовольствием от каждого прожитого дня. Педагогам рекомендую не  перегружать детей информацией. Родителям желаю не подменять учителя, не бояться, что ребенок что-то не усваивает или что-то у него не получается. Важно просто побыть рядом, поговорить. Школьники пусть посмотрят на происходящее под другим углом. За ними будущее, именно дети смогут усовершенствовать систему и привнести в нее что-то новое.