Лилия ГУМЕРОВА

председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

Один из наиболее острых вопросов, волнующих каждого педагога,  – оплата его труда. Учитывая многочисленные обращения от педагогов России, касающиеся низкой доли ставок (окладов) базовой части в заработной плате учителей, которая в 17 регионах составляла от 30 до 50 процентов от оплаты труда, в целом непонятной и непрозрачной системы расчетов заработной платы (из чего она складывается), различия в установленных подходах к компенсационным и стимулирующим выплатам, например, в некоторых образовательных организациях доплачивали за организацию питания или руководство подсобным хозяйством, Совет Федерации в январе 2020 года принял обращение к Правительству по вопросу установления единой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций. 

Целый год мы вели кропотливую работу, и сегодня вместе с Минпросвещения проработали единые подходы, включая механизмы установления базовых ставок (окладов), единых перечней стимулирующих и компенсационных выплат, закрепления соотношения долей ставки (оклада), составляющих обязательную часть заработной платы, и всех остальных выплат.  

Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Общероссийский Профсоюз образования соответствующие документы также проработали. Важно получить и региональную поддержку, чтобы вопрос был сдвинут с мертвой точки. Рассчитываем, что на всей территории страны будет соблюдаться принцип понятности, прозрачности и справедливости оплаты труда педагогических работников.

Говоря об инициированном сенаторами законопроекте о дистанционном образовании, отмечу, что наша законодательная инициатива родилась после того, как в Совет Федерации поступили многочисленные обращения от родителей, учителей и самих ребят, касающиеся проблем, которые связаны с обучением в период эпидемии. Еще весной для того, чтобы сберечь здоровье учителей, детей, родителей, школы вынужденно перешли на обучение с применением дистанционных технологий. Многие не просто столкнулись с трудностями, а испытали настоящий шок: что делать, если в семье два-три, а то и более детей и один гаджет, недостаточная скорость интернета или вовсе его отсутствие, сбои в работе электронных платформ? Многие родители справедливо возмущались, что порой ребенок проводит у компьютера пять-восемь часов. Нелегко пришлось и учителям. Нагрузка в это период возросла в два-три раза.  

Именно поэтому мы четко прописали правила применения дистанционного обучения. Это позволит Министерству просвещения четко установить требования к образованию с применением дистанционных технологий для школ и учреждений СПО, а Министерству науки и высшего образования – для вузов. Сделано это ради того, чтобы не директор школы сам придумывал свои правила, а государство гарантировало все условия для качественного образования.

В ходе подготовки законопроекта мы получили 82 положительных отзыва от субъектов Федерации. Также получили ряд конкретных предложений, которые могут быть учтены в процессе работы над законопроектом.

К сожалению, система образования оказалась атакована фейковыми новостями. Как педагог-психолог хочу сказать, что лично я и коллеги-сенаторы остаемся стойкими приверженцами традиционного формата обучения. Ничто не заменит живого общения учителя с учеником. А переход на дистанционное образование – вынужденная мера, единственная возможность сохранить непрерывность обучения в чрезвычайных условиях и, что не менее важно, здоровье наших школьников, их учителей и родителей. Тема остается актуальной. Мы открыты к диалогу, предложениям от учителей, родителей, общественности по этому вопросу. 

Пользуясь возможностью, хочу пожелать коллективу электронного журнала «Вестник образования» Минпросвещения России, его читателям крепкого здоровья, исполнения всех намеченных планов в наступающем году!