Людмила ШАБАНОВА

исполняющая обязанности начальника Управления развития общего образования Министерства образования и науки Республики Дагестан

Дагестан один из первых регионов, где стартовала программа «Земский учитель». Она была нам очень нужна, потому что в республике довольно остро стоял вопрос нехватки педагогических кадров. Мы пытались привлекать выпускников педуниверситетов для работы. Однако крайне мало молодых специалистов готовы начинать карьеру в высокогорном селе. Поэтому в 2019 году, еще до «Земского учителя», мы разработали программу, которая называлась «Предоставление единовременного денежного пособия на приобретение жилья». Правительство Республики Дагестан выделило 50 миллионов рублей для того, чтобы 50 учителей закрепились в сельской местности. Каждому педагогу выделялся миллион, который он мог потратить только на покупку, строительство жилья, а также на приобретение мебели или бытовых предметов. То есть у нас было три обременения для того, чтобы этими средствами воспользоваться. Эти 50 педагогов продолжают работать, но пока только 60% учителей смогли в течение двух лет реализации этого проекта приобрести жилье. Причина в том, что этих средств недостаточно для покупки или строительства дома. Учитывая это, в 2020 году мы сняли все обременения, и теперь средства могут быть потрачены на любые цели. 

В начале 2020 года в республике стартовала федеральная программа «Земский учитель», которая помогла закрыть 140 вакансий. К нам приехали учителя очень разные, в основном молодые. Найти педагогов было непросто. У нас ведь и климат для многих непривычный, а школы, где есть вакансии, часто находятся в труднодоступных местах. Например, чтобы по горным дорогам добраться до Хушетской школы, придется ехать и на внедорожнике, и на гужевом транспорте, потому что других вариантов нет. В общем, условия суровые. К сожалению, мы до сих пор не подобрали туда учителя, и вакансия открыта.

Кроме того, республика у нас многонациональная, и представитель одной национальности не всегда готов поехать в село, где живут представители другой национальности. Порой даже языки в соседних селах могут отличаться. Это тоже создает трудности в подборе учителей.

В итоге к нам пришли очень молодые учителя, которые окончили вуз буквально два или три года назад. Но мы им очень рады, у этих ребят большой потенциал. Каждый из них готов учиться: они в обязательном порядке проходят курсы повышения квалификации, и у всех есть наставники. Мы заботимся не только об их профессиональном развитии, но и об их комфорте. Вместе с земскими учителями мы организовали общий чат, в котором обсуждаем и профессиональные, и бытовые проблемы. Со всеми очень сблизились. У каждого педагога своя история. Они приехали к нам, попав в непростую жизненную ситуацию. Мы видим, как они преображаются, потому что попадают в атмосферу невероятного кавказского гостеприимства. Например, в Хасавюртовском районе у нас есть несколько учителей-парней, которым теперь всем селом ищут невест. Бывали случаи воссоединения семей: когда молодая девушка после развода переезжала, а бывший муж ехал за ней, в итоге они мирились и оставались вместе в Дагестане. Учителям непросто, но они работают и счастливы. Более того, сами жители оживились. Они очень тепло встречают новых учителей, держатся за них, благодарят, помогают им с ремонтом и продуктами. И это дорогого стоит.