Мадина ХУЧИНАЕВА

начальник отдела социальной защиты детства, коррекционного образования Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики

Дети с нарушениями речи, слуха, зрения, с проблемами опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра чувствуют мир иначе. И конечно, чтобы настроить особенных детей на учебу, нужно учесть множество факторов: они нуждаются в комфортном, эстетически выверенном пространстве, деликатном педагоге, особенной методике. 

Для системы образования Кабардино-Балкарской Республики поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья – один из самых актуальных вопросов. Мы считаем, что ребенок, вне зависимости от его физических возможностей, должен получать достойное образование. Мы работаем над тем, чтобы обеспечить каждому учащемуся качественное обучение и безболезненный выход из школы во взрослую жизнь. Если они находят себя после, значит, мы работаем не зря. 

Система специального образования в нашем регионе представлена тремя школами-интернатами и двумя школами-интернатами для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, со специальными классами. В этих школах обучаются дети с разными дефектами: с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями речи, слуха и зрения, с проблемами опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра. В республике также созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

Реализация национального проекта «Образование» позволяет комплексно подойти к обновлению материально-технической базы школ, соответственно, дает шанс детям получать полноценное образование, а педагогам обучать детей. 

В рамках реализации мероприятия по поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» была обновлена материально-техническая база специальной (коррекционной) школы-интерната № 3 Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики. Что нам это дало? 

Сделан капитальный ремонт в 12 помещениях, обновлены мастерские предметной области «Технология», учебные кабинеты, библиотека оснащены специальным оборудованием и инструментами. Таким образом, удалось создать комфортные здоровьесберегающие условия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Отдельно отмечу, что теперь ребята могут обучаться швейному делу, штукатурно-малярному и столярному мастерству. Кабинеты оснащены новой школьной мебелью и современным оборудованием, что позволяет учащимся овладевать навыками работы с учетом потребности регионального рынка труда. 

Воспитанников школы-интерната сопровождают и обучают высококвалифицированные психологи, логопеды, дефектологи. Для их более эффективной работы закуплено специальное оборудование, которое представляет собой единый коррекционно-развивающий комплекс. 

Учащиеся школы-интерната нуждаются в щадящем режиме, в связи с чем в классных кабинетах организована зона отдыха, которая легко трансформируется. Учебные кабинеты оснащены функциональными шкафами для учебных материалов и пособий, интерактивным оборудованием, новой учебной мебелью. 

Благодаря реализации проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в специальной (коррекционной) школе-интернате № 3 образовательный процесс выведен на совершенно новый уровень обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, усовершенствованы, эффективно внедрены и используются новые методы и технологии. 

В регионе и дальше планируется развивать коррекционное образование. В 2021–2022 годах будет обновлена материально-техническая в трех учреждениях. Соответственно, повысится качество образовательной, воспитательной, коррекционно-развивающей, консультативно-диагностической работы. Наша цель – сохранить и укрепить здоровье детей. Для этого мы постоянно совершенствуем школьную здоровьесберегающую среду, предоставляем психолого-педагогическую помощь, оперативно реагируем на запросы родителей, работаем над повышением роли семьи в воспитательно-образовательном процессе.