Маргарита МЯСНИКОВА

главный консультант Департамента общего и дополнительного образования Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области

В общеобразовательных организациях Ульяновской области обучается 5801 ребенок с ОВЗ. За три года их число увеличилось на 10%. Следовательно, нам необходимо работать над расширением доступности образования, что мы и делаем. 

В регионе полностью сохранена сеть отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам. В области также работают региональные ресурсные центры, которые оказывают методическую, экспертную и информационно-аналитическую поддержку общеобразовательным организациям, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью вместе со сверстниками, не имеющими нарушений в развитии. 

В 2021 году планируется открытие еще двух ресурсных центров по комплексному сопровождению детей с задержкой психического развития на базе школы-интерната № 16 и средней школы № 42 г. Ульяновска.

Сейчас в Ульяновской области 13 специальных школ и школ-интернатов. В них обучаются 1939 детей с ОВЗ. Значимым событием для этих образовательных организаций стало участие в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование». К 2023 году девять школ и школ-интернатов – участников проекта обновят материально-техническую базу и содержание всей образовательной среды. Основная цель – подстроиться под потребности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. 

В 2020 году благодаря проекту значительные изменения произошли в школах-интернатах № 88 и 89. 

В ноябре 2020 года школа-интернат № 89 заняла 3-е место во II Всероссийском конкурсе «Доброшкола» в номинации «Лучший развивающий класс». Что нам дало участие в нем? Это дало возможность выйти на совершенно новый уровень. Образовательные организации могут максимально использовать свой потенциал и задействовать новые ресурсы. В школах-интернатах № 88 и 89 современным оборудованием оснащены учебные кабинеты физики, химии, биологии, иностранного языка. Закуплены лабораторные комплексы для учебной практической и проектной деятельности, приобретены комплекты лабораторного оборудования для обучающихся и педагогов, наглядные пособия и демонстрационные модели. Кабинет иностранного языка в школе-интернате № 89 оснащен лингафонным оборудованием, электронными учебными пособиями. Также закуплено интерактивное оборудование для кабинетов учителей-логопедов, а именно интерактивная передвижная панель, логопедический стол, программно-методические комплексы и тренажеры. Для практических занятий в школе-интернате № 89 приобретены несколько видов логопедических чемоданчиков («Основной набор», «Речевое дыхание» «Развиваем мелкую моторику») и кукольный театр. Значительно обновлена библиотека дидактических материалов и пособий. Переоборудованы кабинеты педагогов-психологов, в них появились интерактивный пол, стол с мультимедийным оборудованием, интерактивный стол для рисования на воде, дидактическое и методическое оборудование для диагностики и консультирования. Все это повысило качество психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.  

Профессиональное самоопределение и самореализация – одни из главных задач образования детей с ОВЗ. В связи с этим в школах-интернатах № 88 и 89 обновлено оборудование трудовых мастерских по швейному делу, полиграфии. Закуплены современные швейные машины как бытового, так и промышленного уровня. Мастерские дооборудованы интерактивным комплексом, модульной системой хранения, рабочими местами для обучающихся, раскройным столом, а также портновскими инструментами и инструментами для ручного ткачества, настольными лампами. 

В полиграфическую мастерскую приобретены термопереплетчик, резак для бумаги, обжимной пресс, режущий плоттер, машинка для вырубки и тиснения, многофункциональное устройство. Кроме этого, приобретено оборудование для школьных фотовидеостудии и мультстудии: станок «Мультстудия» с программным обеспечением, комплект для предметной фотосъемки, комплект студийного освещения, профессиональная видеокамера, зеркальный фотоаппарат, компьютер, микрофоны. Новым направлением дополнительного образования стала робототехника. Для этих занятий кабинет физики дополнительно оснащен набором для конструирования, 3D-ручкой, 3D-принтером, филаментом. Когда ребята работают на новом суперсовременном оборудовании, у них горят глаза, появляется невероятный интерес к учебе. Мы заметили, что у детей повысилась мотивация, они стали более самостоятельными и инициативными. 

Отмечу также, что школа-интернат № 88 сделала экологическое образование одним из ведущих направлений своей деятельности. Создание экологической студии позволило развивать интерес у обучающихся к экологическими знаниям, формировать осознанный тип мышления. 

В новой студии обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата знакомятся с альтернативными видами энергии, учатся проводить мониторинг погоды, уровня загрязнения почвы, воды, воздуха, а также получают информации о профессии эколога.  

Таким образом, участие региона в проекте способствовало повышению качества предоставляемых образовательных услуг, профессиональному самоопределению и социализации обучающихся с ОВЗ.