Наида АБАКАРОВА

председатель предметной комиссии Технического колледжа имени Р.Н. Ашуралиева, Республика Дагестан

Переход педагогического коллектива нашего колледжа на дистанционное обучение прошел под негласным девизом «Кто хочет – ищет возможности. Кто не хочет – ищет причины». По итогам первого месяца дистанционного обучения мы сделали вывод: его успешность зависит от хорошего менеджмента и общей концепции. 

Для организации дистанционного обучения в колледже были разработаны следующие правила:

1.    Создание единой образовательной платформы. В колледже используется система дистанционного обучения Moodle, в которой можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. 
2.    Организация краткого курса по обучению преподавателей работе в системе Moodle. Наш опыт также показал, что такой курс необходим и некоторым студентам. 
3.    Учебный материал, задания должны публиковаться на образовательной платформе строго по расписанию и в соответствии с календарно-тематическим планом. Размещение теоретического материала позволяет преподавателю наиболее полно раскрыть тему, а студенту – изучать ее в индивидуальном темпе, глубоко прорабатывая наиболее сложные моменты.
4.    Важно поддерживать мотивацию студентов к самостоятельной работе с помощью обратной связи: проверять домашнее задание и регулярно организовывать проверочные работы, тесты. Через систему Moodle можно вносить изменения в систему подготовки студентов к проверочным работам, отслеживать и анализировать их успеваемость. Многие преподаватели нашего колледжа пользуются системами, которые автоматически генерируют тесты. 
5.    Тщательная проработка учебно-информационного блока. В инструктивном блоке для учащихся должна быть детально описана последовательность действий, работ, методические указания по их выполнению, инструкции к заданиям должны быть простыми и понятными. Важно, чтобы студенты понимали, каким образом сдавать работу. При изучении нового материала должен обязательно повторяться предыдущий. Лабораторную работу рекомендуется разбить на две части – информационную и проверочную. Многие преподаватели нашего колледжа дополняют свой курс ссылками на образовательные порталы и серверы, виртуальные лаборатории, электронные учебные издания.
6.    Организация обратной связи. Преподаватели колледжа используют для этого все доступные гаджеты. Можно создать чат для решения оперативных задач, обсуждать вопросы на форуме, а для индивидуальных консультаций и опросов использовать электронную почту и мессенджеры. С помощью видеозвонков с участием до четырех человек одновременно мы решаем кейс-задачи, делаем презентации, проводим групповые консультации или проверку группового задания, в том числе по лабораторным работам. Также интересен опыт наших преподавателей физической культуры: студенты отправляют небольшие видеоролики с выполнением комплекса физических упражнений, а преподаватель дает оценку и индивидуальные рекомендации по технике выполнения и объему нагрузок. 

По своему опыту мы видим, как важно устное общение: именно во время устной беседы преподаватель может выявить и устранить пробелы в знаниях и умениях, которые не показало тестирование. 

Набирает популярность проведение видеоконференций с помощью приложения Zoom для объяснения нового материала (особенно к сложным темам) или обсуждения вопросов. При этом лучше всего, когда преподаватель заранее выкладывает тестовый материал, а потом проводит видеоконференцию или видеолекцию. 

Особую сложность при дистанционном обучении представляет проведение практических и лабораторных работ. Во время подготовки к лабораторной работе рекомендуем преподавателям обсуждать с маленькой группой студентов задачи и порядок работы. Такое обсуждение позволяет понять интересы каждого студента, оценить его способности. К лабораторным занятиям можно составлять индивидуальные задания. 

Чтобы сделать обучение более индивидуальным, преподаватели предметно-цикловых комиссий колледжа разрабатывают блоки для одаренных студентов, в которые они включают кейсы, проблемные ситуации, сложные задания.

В дистанционном обучении важны как усвоение знаний, так и эвристический элемент. Преподавателям необходимо изучать смежные области и постоянно развиваться в профессиональном плане.