Наталья ШАДРИНА

представитель общественного движения «Национальный союз педагогов»

Подводя итоги уходящего года, хочется отметить, что, несмотря на такой короткий срок деятельности, начиная с августа 2020 года, Национальным союзом педагогов сделано много.

Во-первых, это разработка концепции организации и определение основных направлений ее развития. Концепция союза построена вокруг идеи субъектности и наращивания экспертности профессионального сообщества образования. 

На сегодняшний день союз представляет собой сообщество профессионалов-педагогов, разделяющих общие ценности, в состав которого входят более 200 человек из разных регионов страны. Идет постепенное объединение педагогов, обладающих ключевыми профессиональными компетенциями, владеющими актуальными образовательными технологиями и вовлеченными в активный процесс развития системы образования в муниципалитетах, субъектах Российской Федерации. 

Во-вторых, собрана команда экспертов, сопровождающих деятельность союза. Эксперты НСП представляют несколько регионов России и активно принимают участие в обсуждении основных инициатив в образовании, предлагают идеи развития системы образования на площадках СМИ, форумах, конференцях и др.

В-третьих, представители НСП уже активно принимали участие в акциях, организованных Министерством просвещения Российской Федерации: во Всероссийской линейке – 2020, мероприятиях, посвященных Дню учителя, в форуме «Новая образовательная среда» и др.

На 2021 год много планов, ведь именно система образования создает условия для «выращивания» поколений людей, способных эффективно действовать в условиях меняющегося мира. Уже сейчас система образования должна работать в поле новых смыслов, формируя человека будущего под вызовы нового времени. Меняется само понимание слова «успех», и фокус смещается на самореализацию, система образования также должна уйти от стандартизации и унификации, став площадкой индивидуального выбора и полем для самореализации учащихся. Не научившись делать выбор за 15 лет обучения (от детского сада до выпускного класса), выпускник не сможет полноправно нести ответственность за свою жизнь в мире будущего – мире бесконечного выбора и множества траекторий развития. 

Современная школа стоит на пороге важных решений: она не может оставаться консервативной базой передаваемых от учителя к ученику знаний, она уже шагнула в цифровой мир. На качество образования все больше влияют качество образовательной среды, выходящей далеко за пределы собственно системы образования, а также доступность и разнообразие неформального образования. 

В перспективе хотелось бы обсудить с профессиональным сообществом темы, которые требуют институциональных преобразований: перспективы и возможности индивидуализации образования, новые подходы в оплате труда педагога, подходы в подготовке педагогов и обеспечение их профессионального роста, формирование новой образовательной среды.

Проектной задачей в этом смысле для НСП являются выявление и поддержка лучших практик, формирование такой образовательной среды, в которой учителя и учащиеся вместе создают новое содержание. 

Высокая динамика изменений в окружающем человека мире становится устойчивой характеристикой жизни, что требует принципиально новых установок и компетенций от человека. Надеюсь, что деятельность Национального союза педагогов будет способствовать развитию системы образования, созданию условий для «выращивания» поколений людей, способных эффективно действовать в новых условиях меняющегося мира.