Наталья ВОЛКОВА

Заместитель директора по инновационной работе, учитель русского языка и литературы лицея № 144 Калининского района г. Санкт-Петербурга, учитель-блогер, член Всероссийского экспертного педагогического совета, участница Конгресса молодых ученых – 2021

Говорить о том, что Год науки и технологий принес школьной педагогике, пока рановато, ведь педагогика – процесс длительный и его результаты отсрочены. Но в подключении к освещению вопросов науки и педагогики социальных сетей и СМИ этот год совершил прорыв – об этом много говорилось на заседаниях Конгресса. Там же был озвучен и ряд новых инициатив, крайне значимых для отечественной науки и образования. Например, было внесено предложение, чтобы по аналогии со вторым высшим образованием в области культуры стало бесплатным и второе высшее педобразование – особенно для представителей целевого набора. Другое предложение – распространить на получивших второе высшее педагогическое образование статус молодого специалиста. И, наконец, одной из важнейших стала инициатива по созданию условий для того, чтобы учитель мог заниматься наукой без отрыва от обучения детей. 

В самом деле, работая на полторы-две ставки, учитель сейчас практически не имеет времени думать о науке, ведь у каждого, помимо работы, есть семья, дети. Однако снижение педнагрузки на период защиты диссертации с сохранением заработной платы решит эту проблему. Правда, это потребует внесения изменений в закон и дополнительного финансирования. Но дело того стоит, ведь учителям тоже хочется заниматься наукой и они чувствуют в себе необходимые для этого силы и энергию. Говорилось на Конгрессе и о необходимости принятия решений, позволяющих молодым мамам совмещать материнство с работой. К примеру, организаторы конференций могли бы устроить для молодых родителей  комнаты для присмотра за детьми. У меня самой двое детей, и, будь в «Сириусе» такая комната, мы могли бы приехать на Конгресс вместе с мужем. Но таких условий не было. И я поехала на мероприятие одна, а муж остался дома с детьми.

Приведенные выше примеры свидетельствуют: науку и образование разделить нельзя. Действительно, легко заметить, обе эти сферы сейчас развиваются в двух направлениях: командная работа и междисциплинарный подход, позволяющий находить практическое применение в реальной жизни накопленному объему фундаментальных знаний. Достижения в области физики, химии и других фундаментальных наук также так или иначе затрагивают сферу образования, и мы, школьные учителя, это хорошо ощущаем. Схож и принцип преемственности поколений ученых и педагогов: у учителей, например, сейчас активно формируется система наставничества. Наконец, можно утверждать: несмотря на все трудности, престиж научной деятельности растет. Если еще в 2000-х годах ученых в возрасте до 40 лет в нашей стране было менее 25%, то сейчас их 50%. В полной мере это относится и к учителям. И Конгресс молодых ученых тому лучшее подтверждение: здесь собрались самые амбициозные, заинтересованные, замотивированные молодые ученые и педагоги. 

Важно и то, что развитие системы «Кванториумов», «Точек роста», «IT-кубов» Минпросвещения России однозначно способствует знакомству детей с наукой, а значит, помогает учителям в их повседневной работе. Опора на уроке на современные достижения науки, технологии и инновации означает, что мы, учителя, идем в ногу со временем. А это мотивирует детей к учебе, а заодно располагает их к большему доверию к педагогам, раз те не отстают от жизни, а находятся в тренде инноваций и реализуют их в школьной практике.
Однако гораздо важнее тут другое. Речь о прямом привлечении школьников к научным исследованиям и проектам, ведь проектная деятельность формирует компетенции, которых не развить на уроке. К примеру, в президентском лицее «Сириус» я присутствовала на открытии специализированного центра компетенций по композитным технологиям и научной лаборатории аддитивных технологий для школьников 7–11-х классов. Только представьте: уже сейчас в 7-м классе у ребят появилась возможность серьезно заниматься наукой, решать важные кейсы от госкорпораций и получать задачи от социальных бизнес-партнеров! И этот опыт бесценен.

Впрочем, ресурсные центры и лаборатории, предназначенные для повышения качества образования в сфере естественно-научных и математических предметов, создаются сейчас в каждой школе России. Их цель – формирование у детей научного склада ума, создание условий, чтобы ребята могли в своих школьных лабораториях провести опыт, выдвинуть гипотезу, а затем опровергнуть ее или доказать ее верность. 

Мне кажется, проектная деятельность школьников переживает сейчас расцвет. Созданы все условия, включая финансовые, чтобы ребята могли реально прикоснуться к научной сфере. Появились не только специализированные классы и проектные команды, но и огромное количество научных конференций для школьников разного возраста, начиная с младшего. В их рамках ребята могут не только провести исследования, но защитить свою работу и подготовить презентации и раздатку. Проектная деятельность позволяет формировать метапредметные и личностные навыки, закрепленные сейчас в федеральных государственных образовательных стандартах. Педагоги должны лишь научить школьников презентовать свою работу и себя самих, и такая возможность у нас тоже имеется. 

Наука обеспечивает поступательное движение, позволяет развиваться, получать новые знания во всей бесконечности их граней. Ну а мы, взрослые, можем наблюдать, как дети будут эти грани познавать. Так что вперед!