По уровню профессионализма современный учитель ни в чем не уступает предшествующим поколениям славных отечественных педагогов. Однако есть у него и характерные черты. О том, каковы они, «Вестнику образования» Минпросвещения России рассказала заместитель директора, учитель-словесник, а также блогер и член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения России Наталья ВОЛКОВА.

Наталья ВОЛКОВА

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы школы № 96 Калининского района г. Санкт-Петербурга

По уровню профессионализма современный учитель ни в чем не уступает предшествующим поколениям славных отечественных педагогов. Однако есть у него и характерные черты. О том, каковы они, «Вестнику образования» Минпросвещения России рассказала заместитель директора, учитель-словесник, а также блогер и член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения России Наталья ВОЛКОВА.

Ничто и никогда не заменит живого общения учителя с детьми – это константа педагогики. Но если  говорить о типе учителя, отвечающего современным вызовам, то это, прежде всего, личность, а также профессионал. Это гибкий человек, способный адаптироваться к новым условиям и быть виртуозом в своей профессии: владеть разными технологиями, приемами работы с детьми и уметь их так совмещать, чтобы получился новый качественный продукт. Именно таким учителям в прошлом учебном году было проще перейти на дистантный формат взаимодействия с учениками, и их уроки оставались интересными для детей.

Вторая характерная черта современного учителя – владение цифровыми компетенциями. Современные дети живут одновременно в двух мирах – реальном и виртуальном, и учителям надо уметь общаться с ними на одном языке. Без этого не построить доверительных отношений между учителем и учениками. Да и для самого учителя цифровая образовательная среда является важным помощником, дающим ему большие дополнительные возможности.

Правда, и я, и мои коллеги периодически сталкиваемся с резкими высказываниями о цифровой образовательной среде (ЦОС). Частично это объясняется отсутствием у родителей опыта общения с учителем в цифровой среде, а всё незнакомое страшит. Но есть и другая причина. Страх родителей перед «цифрой» означает, что у них не построены доверительные отношения с учителем, а данная школа страдает отсутствием открытости. Поэтому третье важное качество современного учителя – открытость в отношении детей и их семей.

Я, например, всегда говорю родителям: если сомневаетесь, приходите на мои уроки и убедитесь лично, что ЦОС не вредит процессу и качеству обучения, а помогает; что она расширяет инструментарий учителя, но никак его не замещает. Другой  мостик к открытости системы образования – педагогический блогинг, который серьезно поддерживает Минпросвещения России, активным участником которого являюсь и я.

Явление, когда учитель-блогер публично представляет себя в соцсетях, а родители могут посмотреть, каков он и чем дышит, является сравнительно новым. Без сомнения, оно повышает доверие и ведет к отказу от агрессивной позиции в отношении той же «цифры». Однако в работе блогера-педагога есть и свои риски.

Чаще всего это непонимание со стороны руководства – школьного или чиновников более высокого уровня: дескать, не высовывайся, сиди тихо и т. п. Другой серьезный риск – усталость, ведь ведение блога (а оно, естественно, должно быть систематическим) – это тяжелый труд, фактически вторая работа. И многие учителя не выдерживают такой нагрузки. Но есть и еще одна серьезная опасность – перейти определенные рамки в ситуации, когда учитель на что-то всерьез разозлился. Между тем, даже тогда он не имеет права выплеснуть ярость в своем блоге! Ведь, в отличие от других блогеров, на педагога смотрят как на представителя системы образования, а  пишет он не для друзей, а для тысяч подписчиков, которые по его постам судят о том, каков современный российский учитель, и способен ли он выполнить свою главную – миссию – донести до ученика осознание, что образование – это ценность, это модно; и сделать так, чтобы ребенок сам захотел стать образованным человеком, который гордится своей страной и знает ее историю.

Бесспорный плюс жизни современного учителя – появление массы возможностей для самосовершенствования. К примеру, раньше для участия в конкурсах отбирали очень жестко: не допустили тебя на уровень, скажем, муниципалитета – и всё, дальше своей школы не выйти. А сейчас, благодаря цифровой среде, есть возможность заявить себя на любом уровне: разработай урок, покажи его на практике, и тебя заметят. То же и с самоанализом. Чтобы понять, какие компетенции нужно восполнить, чтобы стать крутым профессионалом, достаточно зайти на любую из многочисленных бесплатных онлайн-площадок – вебинаров, курсов и т. п. Посмотрел – и получил практические советы, а затем стал применять этот опыт в своей работе. И всё это – минуя администрацию школы. Так что нынешнее время поистине благодатное для учителя.

Правда, всего, о чем я здесь говорила, в профстандартах педагога не найти. Это, скорее, желание развиваться, потребность познавать что-то новое, чтобы современные дети, которых так сложно удивить, захотели бы на тебя равняться. И я уверена: если рядом с детьми будет яркий человек, с которым интересно поговорить не столько о его предмете, но о чем угодно, а в его глазах будет светиться искренний интерес к судьбе ребенка, мы никогда не потеряем нынешнее поколение детей!