Развитие системы конкурсов профессионального педагогического мастерства является одним из важных факторов становления и совершенствования системы непрерывного профессионального педагогического образования. Охватывая все субъекты Российской Федерации, профессиональные конкурсы с каждым годом вовлекают и мотивируют на творческое и профессиональное развитие все большее количество педагогических работников страны. Федеральные и региональные конкурсы педагогического мастерства становятся эффективной формой аккумуляции инновационного опыта, а также экспертизы и оценки педагогической деятельности.

C целью выявления существующих моделей проведения конкурса профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования был проведен отбор лучших моделей проведения Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», осуществленный по итогам мониторинга, проведенного  среди субъектов и муниципальных образований Российской Федерации, а также на основании анализа данных из открытых источников и региональных положений о конкурсе.

Отбор лучших моделей проведения Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в субъектах Российской Федерации осуществлялся по следующим критериям:

1. Успешность субъекта Российской Федерации во Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России» (наличие победителей и лауреатов).
2. Систематичность проведения конкурса в субъекте Российской Федерации.
3. Разработанность нормативно-правовой базы конкурса в субъекте Российской Федерации.
4. Наличие информационной поддержки конкурса в субъекте Российской Федерации.
5. Наличие консультационной и методической поддержки участников конкурса в субъекте Российской Федерации.
6. Состав и содержание конкурсных испытаний регионального этапа конкурса.
7. Соотнесенность содержания конкурса с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
8. Использование потенциала победителей и участников конкурса, в частности, в деятельности профессиональных ассоциаций.
9. Развитие карьеры участников (социальный лифт).

В соответствии с разработанными критериями были определены десять лучших моделей проведения Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», реализующихся в следующих субъектах Российской Федерации: Краснодарском крае, Курганской области, Ленинградской области, Московской области, Мурманской области, Новосибирской области, Республике Татарстан, Рязанской области, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае.

Во всех выделенных субъектах Российской Федерации: 

- демонстрируется успешность участников на заключительном этапе конкурса: представители региона неоднократно становились лауреатами и победителями;
- Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России» проходит ежегодно;
- нормативно-правовая база Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» разработана в полном объеме и регулярно обновляется. Положения о региональном этапе конкурса, Порядок проведения регионального этапа конкурса разработаны подробно, конкретно, содержание документов не допускает разночтений;
- осуществляется информационная поддержка Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». Конкурс широко освещается в региональных средствах массовой информации, включая электронные ресурсы;
- существует развитая система консультационной и методической поддержки участников Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». В качестве критериев успешности консультативного и методического сопровождения участника конкурса можно выделить: успешность участия в конкурсе; позитивное отношение к участию в конкурсе, уверенность в собственных силах; развитие своих профессиональных компетенций; высокая мотивация на дальнейшее участие в конкурсном движении; желание транслировать свой успешный профессиональный опыт в перспективе;
- конкурсные испытания в выявленных лучших моделях проведения конкурса имеют практическую направленность, их содержание соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, включает в себя сочетание репродуктивных, поисковых и творческих компонентов, имеются задания, требующие от конкурсанта демонстрации способности к импровизации. В целом структура, содержание и формат конкурсных испытаний аналогичны заключительному этапу конкурса, однако среди конкурсных испытаний лучших моделей проведения Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» встречаются инновационные испытания, имеющие особый формат и содержание;
- потенциал победителей и участников конкурса используется, в частности, в деятельности профессиональных ассоциаций (сообществ);
- конкурсное движение в целом и Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России» в частности  становятся факторами, которые обеспечивают профессиональное развитие педагогов и создают стимулы к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию. Конкурсы объединяют различных представителей профессионального сообщества страны, демонстрируя примеры «горизонтальной» и «вертикальной» карьеры талантливых и активных педагогов, которые формируют пул современных лидеров образования. 

Выводы, сделанные в результате анализа лучших моделей проведения Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», легли в основу усовершенствования модели проведения Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».