Ольга БЕЛЯЕВА

директор Департамента образования Владимирской области

Система образования Владимирской области развивается по модели культурно-образовательного и воспитательного пространства. Здесь есть три основополагающих звена: ребенок, педагог, инфраструктура. От того, как выстраивается взаимодействие этих трех звеньев, зависит эффективность всего процесса.  

Расширить образовательное пространство, дать возможность ребенку выбрать маршрут для развития талантов и сформировать его социальную ответственность помогают вновь созданные образовательные учреждения. Речь идет о «Кванториуме», который, к слову, прирос двумя филиалами, о Центрах цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и десяти новых современных мастерских на базе колледжей. 

Одно из важных направлений работы департамента – обеспечение доступности дошкольного образования. В рамках нацпроекта «Демография»  поставлена задача создать условия для трудовой деятельности женщин, имеющих детей. В текущем году строятся три детских сада в областном центре. К концу 2021 года стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет будет обеспечена.  

Более того, уделяется внимание не только увеличению мест в детских садах, но и повышению качества образования. На это нацелена работа 64 инновационных площадок области. Среди них особое место занимают программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников, что особенно важно в условиях взаимодействия с детьми с особенностями развития.

Приоритет на ближайшие пять лет –  создание современной образовательной инфраструктуры и ликвидация двухсменного обучения в школах.  С этой целью удалось открыть две школы – на тысячу мест в Собинке и на 550 учащихся в Кольчугине. Кроме того, начато строительство школы на 675 мест в городе Камешково, школы на 132 учащихся в деревне Купреево и школы в микрорайоне Коммунар во Владимире. В рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» модернизирована материально-техническая база 8 коррекционных школ-интернатов, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам. В настоящее время работа продолжается еще в двух школах. Оснащение кабинетов трудового обучения, учебных кабинетов, рабочих мест специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, повышение квалификации  педагогов – все это создает  необходимые условия для коррекции имеющихся у детей проблем. 

Серьезное внимание мы уделяем созданию современной образовательной среды в сельской школе. На базе таких общеобразовательных организаций работает 21 специализированный Центр  образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В 2020 году готовятся к открытию еще 42 центра. Более 4 тысяч детей из сельских школ приобщаются  к современным технологиям и расширяют  свой кругозор в части цифровых и гуманитарных знаний.   

Для детей и подростков, проявляющих повышенный интерес к робототехнике, 3D-моделированию, графическому дизайну, технологиям  виртуальной реальности, открыт мобильный «Кванториум». Более тысячи детей из 6 муниципальных образований региона могут изучать современные технологии и инженерные программы.  

Мы также делаем ставку и на развитие спорта в школах. В 2019 году модернизированы  спортивные залы 20 общеобразовательных организаций, где учатся 3 тысячи детей. Отремонтировано 8 спортзалов, создано 10 школьных спортивных клубов, оборудованием и инвентарем оснащено 15 площадок. Сейчас эта работа продолжается в 18 сельских школах.

Масштабно меняется среднее профессиональное образование области. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование» открыты 10 современных мастерских на базе Владимирского авиамеханического колледжа по компетенции «Обслуживание транспорта и логистика»), на базе Владимирского политехнического  колледжа (по компетенции «Информационные и коммуникационные технологии»). Модернизация мастерских создала новые возможности для подготовки востребованных специалистов, проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс» и для профессиональной ориентации школьников. Готовятся к открытию еще 19 мастерских по следующим направлениям: промышленные  и инженерные технологии, сельское хозяйство, транспорт и логистика, социальная сфера. На этом мы не намерены останавливаться. В перспективе – создание кластеров школ с профильными классами биолого-химической, медицинской, инженерно-технической  и педагогической направленности. Их особенности в том, что дети будут углубленно изучать предметы, необходимые им для дальнейшей профессии.  

Разумеется, мы не забываем и о студентах с ограниченными возможностями здоровья. Для социализации и трудоустройства инвалидов на базе Владимирского экономико-технологического колледжа открыт Ресурсный учебно-методический центр. По итогам работы 2019 года он признан Министерством просвещения лучшим в России. 

Пандемия и связанные с ней ограничительные меры внесли коррективы в работу всей системы образования. На первое место вышла работа по развитию электронного обучения. Довольно оперативно в регионе удалось организовать безопасное, бесплатное, качественное  обучение в дистанционном формате. Развернута региональная Система электронного и дистанционного обучения Владимирской области. В марте 2020 года Департамент образования дал возможность школам, не имеющим собственных платформ, подключиться к Системе электронного и дистанционного обучения Владимирской области и использовать ее ресурсы для организации учебного процесса. Сейчас совместно с Ростелекомом продолжается работа по укреплению мощности регионального центра обработки данных, проводится доработка функционала для проведения цифровых уроков в режиме онлайн, приобретаются ноутбуки и компьютеры.

Безусловно, ключевыми направлениями работы системы образования являются поддержка молодых учителей и развитие педагогических кадров. Очевидно, что одна из важнейших мер социальной поддержки – достойная заработная плата. У школьного учителя Владимирской области она составляет в среднем 31 тысячу рублей. Это один из лучших показателей в Центральном федеральном округе. 

Для привлечения молодежи в школу выпускникам педагогических образовательных организаций установлен повышающий коэффициент специфики в размере 1,8 к базовой ставке (доплата до первой квалификационной категории). Учителям общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет производятся социальные выплаты при ипотечном жилищном кредитовании. 185 молодых педагогов получили средства на первоначальный взнос и уплату процентов по ипотечному кредиту, а также им компенсировали расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения. С 1 января этого года в области запущена программа «Земский учитель». Педагоги при переезде в село получают миллион рублей. Возрастного ценза для участников нет. Таким образом, в этом году в регионе удалось закрыть 7 вакансий в небольших сельских школах и малых городах: городе Струнино Александровского района, городах Радужном, Кольчугино, Юрьев-Польском, поселке Садовый Суздальского района и поселке Вахромеево Камешковского района. Таковы  «линии роста» нашего образовательного пространства.