От участия в конкурсах педагогов выигрывают не только победители, призеры и лауреаты. В выигрыше остаются все, заявила журналу «Вестник образования» Минпросвещения России директор гимназии № 12 города Липецка (Липецкая область) Ольга Уласевич.

Ольга УЛАСЕВИЧ

Директор гимназии № 12 города Липецка (Липецкая область)

Жизнь человека должна быть наполнена событиями. В полной мере это касается и учителя, ведь большую часть своего времени он проводит в школе. которого проходит в школе. При этом принцип событийности должен проявляться не только в отношении детей (это миссия нашей профессии), но и в профессиональной сфере. А для нас, педагогов, такая возможность, прежде всего, связана с участием в профессиональных конкурсах, причем не только в роли участника, но и в других качествах: как сопровождающего, участника группы поддержки, эксперта, члена жюри.

Вот и в нашей гимназии мы стараемся, чтобы каждый член педагогического коллектива обязательно участвовал в профессиональном конкурсе, ежегодно проводимом в марте. В зависимости от задачи, которую решает гимназия в данном учебном году, такой конкурс может называться по-разному: «Педагогический Олимп», «За гранью урока», «Нестандартный урок». Однако в любом случае каждая из пяти наших кафедр готовит минимум одного участника, хотя имеет право выдвинуть двух или трех. Впрочем, мы приветствуем и тех педагогов, которые желают выдвинуться на состязание не от кафедры, а самостоятельно.

Каждый учитель выступает в той или иной ипостаси и представляет как свой собственный, так и коллективный, кафедральный опыт работы по определенной теме. На кафедре формируется творческая лаборатория, которая отсматривает материалы, помогает, направляет, поддерживает конкурсанта. Практически все члены коллектива являются членами большого жюри: в него входят все, кто не стоит на сцене.

Последнее крайне важно, поскольку оценочные листы, являющиеся по сути дела критериями проведения современного урока, получают все педагоги. В итоге, даже если учитель не стал участником конкурса, он вынужден изучить всю критериальную базу и тем самым прийти к пониманию, чем должен быть наполнен современный урок. Особенно это актуально для тех, кто только приходит на работу в образовательную организацию. Молодые педагоги получают возможность прочувствовать пульс жизни учителя и самого себя в этой профессии, ведь как быть учителем детей, им понятно, а вот как стать учителем для самого себя – не совсем. К сожалению, обычно данная часть нашей работы не так сильно пропагандируется, хотя это очень увлекательный процесс.

Победитель конкурса получает признание коллег, а это стимул и мотивация – внешняя и внутренняя. Однако в выигрыше остаются и члены жюри: они получают всю методическую копилку конкурса, а с ней и представление о том, по каким критериям будут оценивать их уроки и к чему надо стремиться. Это и есть самое быстрое и лучшее повышение квалификации.

Кроме того, из разных «учительских почерков» рождается единый «методический почерк» гимназии. А это второй принципиально важный момент, ведь если, приходя к разным учителям, ребенок сталкивается с различными способами ведения урока, это усложняет для него процесс усвоения знаний. Если же учителя в коллективе придерживаются единого методического конструктора как на уроке, так и на классном часе, детям становится проще и понятнее все то, с чем они сталкиваются в школе. В результате, если один учитель заболел и на замену пришел другой, ребята испытают гораздо меньший стресс: они знают, что вначале будет говориться о личном целеполагании, что затем их ждет «умная перемена», а там и мотивационное задание.

По итогам всех внутренних гимназических конкурсов наша практика неизменно совершенствуется. Но мы стараемся участвовать и в других конкурсах, интересных для коллектива. Самый любимый из них – «Учитель года России». Но есть также муниципальный конкурс «Дебют», «Свой голос» для заместителей директоров, занимающихся научно-методической работой, а также «Самый классный классный» для классных руководителей.

Итак, конкурсы нужны для наполнения событиями жизни учителя, а также для создания возможности повышения квалификации педагога, горизонтального роста его карьеры и укрепления чувства востребованности. Все конкурсы мы выкладываем в Сеть для всех участников образовательных отношений, включая родителей и детей. Мы хотим, чтобы они также сопереживали своему учителю и видели, что учительская профессия привлекательна, интересна и престижна.