Результаты образовательного процесса во многом определяются уровнем взаимопонимания Учителя и Ученика. Экспертный взгляд на то, каким видится идеальный учитель сегодняшним школьникам, «Вестнику образования» Минпросвещения России представил директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского НИУ «Высшая школа экономики» Сергей КОСАРЕЦКИЙ. Ну а точку зрения школьников на этот предмет прояснил наш экспресс-опрос «У какого учителя я хотел бы учиться». В опросе приняли участие ребята из Ленинградской области, Москвы и Новороссийска.

Сергей КОСАРЕЦКИЙ

Директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ

Результаты образовательного процесса во многом определяются уровнем взаимопонимания Учителя и Ученика. Экспертный взгляд на то, каким видится идеальный учитель сегодняшним школьникам, «Вестнику образования» Минпросвещения России представил директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского НИУ «Высшая школа экономики» Сергей КОСАРЕЦКИЙ. Ну а точку зрения школьников на этот предмет прояснил наш экспресс-опрос «У какого учителя я хотел бы учиться». В опросе приняли участие ребята из Ленинградской области, Москвы и Новороссийска.

Сергей Геннадьевич, какой учитель мог бы стать идеальным для современных школьников?

С моей точки зрения, большинство российских учащихся заинтересованы в получении качественного образования. Поэтому для них важна компетентность педагога в своем предмете, его умение объяснить тему, научить. А так как с ростом возможностей поиска информации в сети Интернет планка ожиданий повышается, то от учителя ждут не просто пересказа учебника, но более широкого и глубокого профессионального знания, увлеченности предметом (а возможно, и наличия собственного опыта исследований, практической деятельности, связанной с предметом), ждут умения заинтересовать, увлечь, в том числе через вовлечение в дискуссию, через искренний интерес к мнению ученика и готовность к тому, что оно не совпадет с мнением автора учебника и даже самого педагога. Именно так я бы интерпретировал «авторитет учителя» в наши дни, и именно таков образ учителя, который востребован детьми. В известном смысле он приближается к образу преподавателя вуза. А в  этом отношении важной становится строгость.

Поэтому, как свидетельствует наш экспресс-опрос, школьники и хотят, чтобы учитель находился с ними «на одной волне», был веселым, но в то же время обязательно строгим? 

Думаю, что да. Только строгость надо понимать не в смысле условных формальных ограничений поведения, вроде «не смотри», «не делай», «держи руки на парте» и т. п., а как методы, фокусирующие активность и внимание ученика на учебном результате; как требовательность, ожидание от учащегося отдачи, продвижения к результату. Такой подход, как подтверждают проведенные нашим Центром исследования резильентных школ (прим. ред. школы с хорошими результатами экзаменов, мотивацией всех учеников, раскрытием способностей, определившимися и самостоятельными выпускниками; в самых сложных условиях они дают все шансы на успехи учащихся, демонстрирующих результаты выше ожидаемых. – «Вестник образования»), дает хорошие результаты. 

Именно сочетание высоких ожиданий от детей, пусть даже с исходно низким стартовым уровнем из-за дефицитов ресурсов семьи, с требовательностью к вовлеченности, результату (так называемый academic pressure, академический прессинг, давление, т. е. опыт, в котором учащийся  обременен требованиями затрат времени и энергии для достижения конкретных академических целей) идентифицировано как эффективная педагогическая стратегия, способствующая резильентности учащихся.

Другими словами, идеальный современный учитель – это железный кулак в бархатной перчатке?

Скорее, с определенными ограничениями можно предположить, что такой образ педагога близок к образу эффективного руководителя, современного лидера, который сочетает в своей работе инструменты стимулирования результата с инструментами обратной связи, воодушевления, избегает искусственной иерархии в отношениях. Такой лидер (и педагог соответственно) имеет яркую индивидуальность, харизматичен, обладает  развитым эмоциональным интеллектом. Последнее, кстати, сейчас в центре исследований не только лидерства, но и педагогической деятельности, ведь эмоциональный интеллект предотвращает стресс и помогает учащимися справляться со сложными ситуациями в классе. Ну а  особенности стиля общения учителя как раз сбалансировать стиль преподавания так, чтобы избежать рисков упомянутого прессинга. 

К слову сказать, учителя в целом достаточно оптимистичны в оценке своего взаимодействия с учащимися. 

Так, например, по данным исследования НИУ ВШЭ, проведенного в рамках «Мониторинга экономики образования» в 2020/21 учебном году на основе всероссийских социологических опросов учителей общеобразовательных школ, с утверждением, что, как бы учитель ни старался, его ученики вряд ли покажут высокие результаты, не согласны почти 69% опрошенных, а согласны 31,2%.

Без малого 59% учителей считают, что школьники «хотят учиться хорошо», а отрицательно относятся к этому утверждению менее 42%. Более того, почти 74% респондентов не разделяют точки зрения, что учащиеся не уважают одноклассников, которые много и хорошо учатся (согласны с этим 26,1%). А о падении авторитета учителя среди учащихся за последние два года сообщили менее 14,5% респондентов; 56,6% об отсутствии изменений, а чуть менее 30% – о повышении учительского авторитета.


Экспресс-опрос российских школьников на тему «У какого учителя я бы хотел учиться», проведенный «Вестником образования» Минпросвещения России, дал любопытные результаты.


Часть ответов оказались вполне ожидаемыми. Дети XXI века, как и все предшествующие поколения, ждут от своих педагогов доброты, дружелюбия, понимания и справедливости, и это прекрасно:

«Я бы хотел учиться у справедливого и честного учителя»
«Хотела бы учиться у понимающего и трудолюбивого учителя»
«Я бы хотел учиться у доброго и полного энергии учителя»
«Прежде всего, для меня преподаватель должен понимать своих учеников и быть с ними на одной волне»
«Мудрость, дружелюбие, спокойствие и гибкий ум»
«Тот, кто заинтересован в занятиях детей, тот, кому можно доверять»
«Тот, который может не только преподавать, но и чувствовать: в любой ситуации важна человечность» 

Между тем одной доброты педагога современному школьнику уже не хватает. На первый план для него выходят профессиональные качества учителя:

«Я бы хотел учиться у целеустремленного учителя, знающего свое дело»
«Мне бы хотелось учиться у учителя креативного, который всегда меня поймет, а на своих уроках будет использовать новые системы образования и практиковать какие-нибудь игры для нашего обучения»
«Я бы хотела учиться у учителя, который по-настоящему любит свой предмет и получает удовольствие от своей работы. При этом он хорошо объясняет материал и с уважением и пониманием относится к ученикам и другим учителям»

Заметьте, в последнем случае речь идет об учителе, который не только хорошо работает, но и получает удовольствие от своей работы. И это особенно важно. Важно и другое. Профессионализм учителя для многих школьников особенно притягателен в сочетании с умением пошутить:

«Творческий, умеющий поддержать и объяснить материал без лишней информации, который ведет живые дискуссии и обязательно шутит»
«Круто шутит»
«Это учитель, который не идет строго по учебнику и не заставляет пересаживаться. Он предлагает доклады на выбор, и этот выбор большой, что интересно каждому. Но он не назначает докладчиков, а спрашивает, кто сам хочет сделать доклад. Именно так поступает наш учитель истории. Нравится, что он периодически шутит. Еще нравится, что обращается к нам, как к взрослым, как к историкам: так, после выступления докладчика мы все вместе добавляем что-то. Это общая работа с учителем, а не то, что он опрашивает, а мы отвечаем. У него интересные презентации. При этом учитель строгий, может поставить двойку. Но все же не слишком строгий. Главное, работать на уроке, включаться в процесс»

Примечательно, что чувство юмора как черта идеального учителя упоминается нынешними школьниками едва ли не чаще, чем доброта и человечность. Однако самое любопытное, что все эти прекрасные человеческие качества сочетаются с ярко выраженной потребностью ребят видеть своего педагога авторитетным, а в некоторых ситуациях и строгим. Именно об этом, судя по всему, и говорил ранее Сергей КОСАРЕЦКИЙ:

«Я бы хотела учиться у авторитетного учителя, который дает нам понять, что мы делаем и чего добьемся этим»
«Учитель, у которого я бы хотел учиться, должен быть мудрым, современным, веселым и строгим» 
«По моему мнению, учитель должен быть эрудированным. Временами он может пошутить, но также он должен поддерживать дисциплину в классе. Он должен быть целеустремленным и интересным для слушания учеников» 
«Мне бы хотелось учиться у отзывчивого, справедливого, всегда открытого для своих учеников учителя, который бы одновременно являлся и авторитетом, и наставником для нас»

И завершающий аккорд от первоклассника Дани из Москвы:

«Учитель должен быть интересным, иначе нет смысла учиться. И не очень строгим. И хорошо бы, чтобы уроки были подлинней, а то они как одна минута проходят!»

Похоже, Даня нашел учителя своей мечты, ведь иначе уроки не пролетали бы для него так быстро. Хочется верить, что такая встреча с Учителем ждет каждого российского школьника. Впрочем, иначе и быть не может, ведь у нас прекрасные педагоги!