Сергей ШАРИКОВ

руководитель федерального проекта «УчимЗнаем»

Специальная номинация «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении» Всероссийского конкурса «Учитель года России», учрежденная в 2017 году, привлекла внимание к вопросу повышения профессионального статуса госпитального педагога. Номинантами становятся лучшие педагоги госпитальных школ, которые имеют многочисленные положительные отзывы о своей работе со стороны всероссийских и региональных организаций детей с тяжелыми заболеваниями и детей-инвалидов, являются авторами лучших образовательных практик госпитальной педагогики и внесли значимый вклад в создание госпитальных школ в своем регионе.

Ежегодно около 6 миллионов российских детей проходят лечение в стационарах медицинских организаций, 250 тысяч из них – длительное лечение (продолжительностью свыше 21 дня). 

Тяжелая болезнь меняет повседневную жизнь ребенка и уклад жизни всей семьи, ведет к его длительной изоляции от привычной социальной среды: детского сада, школы, круга общения и социальной инфраструктуры.

В России педагоги 284 школ ежедневно проводят занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в 234 медицинских организациях. 

Федеральный проект «УчимЗнаем», который реализуется с 2014 года при поддержке Минздрава России, Минпросвещения России и Рособрнадзора, направлен на создание полноценной образовательной среды для тяжело и длительно болеющих детей. 

Организаторами проекта выступили Департамент образования и науки города Москвы, академики Российской академии наук Евгений Александрович Ямбург и Александр Григорьевич Румянцев. 

В крупных федеральных медицинских центрах в Москве была разработана модель госпитальной школы для детей с онкогематологическими и другими хроническими заболеваниями. 

На сегодняшний день площадки проекта «УчимЗнаем» открыты в 34 субъектах Российской Федерации – от Владивостока до Калининграда: в федеральных, республиканских, краевых, областных детских стационарах. Мы также готовимся к открытию новых площадок.

Внедряя российскую модель госпитальной школы, мы считаем самым главным сетевое взаимодействие. Педагоги госпитальных школ тесно работают с врачами и медицинским персоналом детских больниц, волонтерскими и добровольческими, родительскими организациями. 

В рамках созданной нами системы профессиональной переподготовки педагогов в Московском государственном педагогическом университете и Московском государственном психолого-педагогическом университете открыты магистерские программы психолого-педагогического направления «Обучение детей, находящихся на длительном лечении», появилось профессиональное сообщество специалистов госпитальных школ, проводится Всероссийская конференция специалистов госпитальных школ «Заботливая школа».

Вместе с Московским городским педагогическим университетом мы успешно разработали уникальную программу профессиональной переподготовки для работы по профессии «тьютор». Учиться по программе, причем на бюджетной основе, могут родители проходящих длительное лечение детей. 

Представители проекта «УчимЗнаем» входят в состав специальной Межведомственной рабочей группы по практическому решению проблем обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях. Основным итогом ее работы стали методические рекомендации об организации обучения таких ребят, подписанные министрами просвещения и здравоохранения страны. 

Флагманская школа проекта входит в структуру московской школы № 109 и работает на нескольких площадках: в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, Российской детской клинической больнице, Морозовской детской городской клинической больнице и Детском хосписе «Дом с маяком». В них ежегодно проходит лечение и обучение по основным и дополнительным общеобразовательным программам свыше 5 тысяч детей, приехавших на лечение в Москву со всей России.

Наша модель госпитальной школы и подходы к обучению детей получили высокую оценку со стороны зарубежных коллег. Проектный офис «УчимЗнаем» – институциональный член Европейской ассоциации госпитальной педагогики (HOPE), активно сотрудничает с зарубежными госпитальными школами.

И, что самое важное, за пять лет реализации проекта образование в госпитальных школах России получило свыше 30 тысяч маленьких пациентов.