Сергей ТАРАСОВ

Исполняющий обязанности ректора Герценовского университета (г. Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, профессор

Сергей Валентинович, как Вы охарактеризовали бы основной тренд изменений, происходящих сейчас в педагогическом образовании?

Несмотря на то что многие считают основным трендом нашего времени цифровизацию, я бы сделал акцент на другом. На мой взгляд, главным результатом любого образовательного процесса должно стать повышение качества жизни человека, развитие его потенциала, начиная со школьной парты. И именно на достижение такого результата в практической работе должна быть нацелена подготовка будущих педагогов.  

В нынешний Год науки и технологий нельзя обойти стороной вопрос о сотрудничестве педагогических университетов с наукой. Как идет этот процесс в Герценовском университете?

Не побоюсь сказать, что Герценовский в этом плане высоко держит планку: на конкурсе Российского научного фонда наш университет стал лидером среди всех педагогических вузов по количеству поддержанных заявок. Девять проектов в области физики, географии, психологии, философии, искусствоведения и лингвистики получат финансирование на проведение научных работ в 2022–2023 годах. 

Наш университет – колыбель ряда уникальных научных направлений, например онтолингвистики (лингвистики детской речи), билингвизма, дефектологии и инклюзивного образования, а также исследования языков и культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

И главное для нас – чтобы все наши научные разработки не пылились на академических полках, а нашли свое применение в системе образования России.

Это, безусловно, достойнейшие цели. А насколько популярна в Герценовском студенческая наука?

Ежегодно студенты проводят более сотни научных мероприятий. В нашей межвузовской студенческой конференции «Студент – Исследователь – Учитель» принимают ежегодно участие до 700 студентов из вузов не только Санкт-Петербурга, но и других российских регионов. 

Научные проекты студентов Герценовского ежегодно признаются лучшими по итогам различных конкурсов, в том числе грантового конкурса Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. Буквально на днях мы чествовали шесть наших ребят и три команды, ставшие победителями и лауреатами городского конкурса.

Кроме этого, рассматривается вопрос о создании вузовского грантового фонда для поддержки студенческих исследований.

Как студенты-герценовцы участвовали в Годе науки и технологий? 

Самым активным образом. Это и общение в рамках мультимедийного проекта «100 вопросов ученому», и участие в акции «На острие науки», в фестивале NAUKA0+, в олимпиаде «Я – профессионал», в конкурсе «Моя страна – моя Россия», а также в Конгрессе молодых ученых, проходившем 8–10 декабря в Сочи, где нас представляла аспирантка Василиса Герега, стипендиат Президента Российской Федерации, исполнитель нескольких научно-исследовательских работ в области физики.

Как Вы считаете: нужно ли привлекать к научным исследованиям школьников? Если да, то учат ли этому будущих учителей в Вашем вузе?

Бесспорно, делать это необходимо хотя бы потому, что исследовательская работа учит ребят анализу, поиску истоков событий и явлений. И пусть ребенок в будущем не станет ученым, но исследовательские навыки пригодятся ему даже в повседневной жизни. У нас, кстати, работают малые факультеты и научные кружки для школьников, где они занимаются под руководством наших профессоров и доцентов.

А своим студентам мы преподаем такие дисциплины, как организация учебно-исследовательской работы в рамках конкретных предметов, организация дополнительного образования в школе, где много внимания уделяется научным объединениям школьников.   

В декабре у нас заработает технопарк, на базе которого мы планируем сформировать эффективную исследовательскую коллаборацию школьников, студентов и молодых ученых.