Сергей Васильевич ЗЛОБИН

Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

В Нижегородской области с 2010 года реализовывалась программа, по которой молодые педагоги, приезжающие в сельскую местность, получали машину и квартиру. Это был формат кредитного договора. Основную часть кредита и процентов оплачивал областной бюджет. Учителя должны были в течение 10 лет отработать в том образовательном учреждении или в том муниципальном районе, в который они приезжали, а также работать на полную ставку. В 2019 году программа была запущена в новом формате. Теперь регион предоставляет единовременную (некредитную) выплату на улучшение жилищных условий специалистам, которые переезжают в сельскую местность и малые города. Сейчас эта практика будет активно использоваться в рамках «Земского учителя».

Причем в Нижегородской области единовременную субсидию смогут получить не только учителя, но и мастера производственного обучения, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, ведь за порогом школы ребенка и семью должны сопровождать и другие специалисты. Это делается для того, чтобы сформировать полноценную социальную сферу сельских территорий и сохранить комфортные условия жизни в селе. 

В рамках программы будут учитываться потребности всех возрастных категорий. Например, специалистам с большим педагогическим стажем работы (20–25 лет), у которых есть внуки, интересно создание своего хозяйства, приусадебного участка, строительство дома. При этом они не хотят выпадать из профессиональной жизни. Для молодых необходимы активная апробация всего нового и самореализация. И в сельской местности для них открываются такие возможности. Мы организуем специальную систему поддержки их из числа наставников – опытных педагогов из Института развития образования. Важно, чтобы учителя не просто переехали, купили квартиру и как-то работали, но и чтобы они могли повышать квалификацию, проходить дистанционные курсы. 

Мы озаботились этим вопросом очень вовремя, так как идет активная реализация национального проекта «Образование». В этом году в регионе появилось 46 «Точек роста» – это особые центры при школах, где должно быть высокотехнологичное оборудование, новые образовательные программы по информатике, робототехнике и т.д. Но мы столкнулись с нехваткой специалистов, которые могли бы с этой техникой работать. Поэтому привлечение в сельскую цифровую образовательную среду высококвалифицированных профессионалов позволяет и нацпроект реализовывать на качественном уровне, и в то же время дать возможность детям чувствовать себя частью больших преобразований в рамках страны. Педагоги, в свою очередь, работают в центрах «Точка роста» с ощущением того, что они выполняют важную национальную миссию, и чувствуют, что они развиваются, а не просто отбывают 10-летний срок для того, чтобы рассчитаться за квартиру. Сочетание нацпроекта и программы «Земский учитель» как раз позволяет решить проблему улучшения качества образования на новом уровне. 

Главный результат – рост количества детей, которые поступают в вузы, колледжи и техникумы и успешно выстраивают свою карьеру. Заметно увеличилось число сельских ребят, которые показывают отличные результаты на различных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Потому что когда в сельской школе появляется молодой творческий преподаватель, то ребята к нему тянутся, он для них пример и мотиватор. Следовательно, дети начинают стремиться к участию в общественных активностях. За последние годы увеличилось и количество молодых преподавателей. Сейчас у нас работают 5 900 учителей, из них 2 140 именно переехали в сельскую местность. Это высокий процент омоложения кадров. 
 

Файлы и документы