Виталий ЛИТКЕ

директор Челябинского радиотехнического техникума

Сложившиеся обстоятельства заставили кардинально пересматривать подходы к организации образовательного процесса. Сейчас мы, как и, наверное, многие другие, ускоренно проходим переформатирование всех технологий обучения. Челябинский радиотехнический техникум использует различные каналы коммуникации. Основной – это платформа Procollege с возможностью организовывать дистанционное обучение на базе CMS Moodle. Ее мы начали применять более семи лет назад. Во-первых, данный ресурс позволяет выстроить организацию всей управленческой системы техникума, начиная от планирования приемной кампании и заканчивая печатью дипломов об окончании образовательной организации. Во-вторых, функционал системы отлично подходит  для организации дистанционного обучения.

Активно используем и вспомогательные каналы – чаты, конференции, социальные сети, мессенджеры и прочее. Конечно, использование различных платформ добавляет сложности в управлении образовательным процессом. Однако возникшие задачи для организации всеобщего продолжительного дистанта необходимо было решать очень быстро, и мы решили применять более гибкий подход, чтобы система коммуникаций не ограничивалась имеющимися платформенными возможностями, а была максимально открытой и быстро адаптируемой. 

Для оперативного взаимодействия с преподавателями мы создали единый чат в WhatsApp, и, несмотря на кажущуюся банальность такого решения, оно помогает очень эффективно и оперативно снимать возникающие вопросы и обсуждать проблемы. Для организации видеоконференций мы используем открытое программное обеспечение BigBlueButton, которое интегрировали в имеющуюся АСУ.

В силу того что практически все наши специальности имеют отношение к IT-отрасли, уникальный опыт заключается в том, что мы даем удаленный доступ студентам к ресурсам оборудования, размещенного на нашей базе. Это технологии RDP (удаленный рабочий стол), использование технологий виртуализации (доступ к преднастроенным виртуальным серверам с домашних компьютеров студентов), учебные web-серверы и удаленный доступ к «живому» оборудованию, например к реальному коммутационному оборудованию Cisco. При этом требования к производительности домашних ПК студентов минимальны.

Мы не испытываем сложностей с техническим оснащением, поскольку на базе радиотехникума функционирует региональная площадка сетевого взаимодействия. Совместно с Министерством образования и науки Челябинской области и Южно-Уральским многопрофильным колледжем удалось создать репозиторий учебно-методических материалов для использования профессиональными образовательными организациями Челябинской области. Также в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» открыто пять современно оборудованных высокотехнологичных IT-мастерских. 

Ключевая и самая актуальная проблема последних нескольких недель – это необходимость «переформатирования» мышления преподавателей и администрации. Дистант – это не просто «выслать домашнее задание по e-mail», это новая цифровая реальность со своими правилами и особенностями, со своими требованиями к softskills как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Важно гармонично адаптироваться к этой среде и научиться быть в ней эффективными. Для решения этих задач нами в числе прочего организована работа удаленной психологической поддержки, причем как студентов, так и преподавателей.